КАТАЛОГ


НАША КОЛЛЕКЦИЯ АНТИКВАРНОЙ ЖИВОПИСИ АНГЛИИ>>>>>

ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКОЙ ГРАВЮРЫ >>>>

Старинная английская живопись, знаменитые английские художники

Коллекционеры антикварной живописи консервативны в своих пристрастиях. Наибольший интерес вызывают итальянские мастера Возрождения, старые голландские и немецкие живописцы, французские импрессионисты и некоторые другие. При этом зачастую художники других стран и эпох заслуживают не менее пристального внимания. Остановим свой взгляд на живописи Англии.

Мало кто назовёт английскую живопись одним из достояний страны, и напрасно. Среди художников Англии немало интереснейших самобытных мастеров, чьи творения украшают лучшие картинные галереи мира и богатейшие частные собрания предметов искусства.

Однако в широких кругах любителей живописи Англия незаслуженно отодвинута на второй план. Не каждый без заминки назовёт имя хотя бы трёх английских живописцев. Попытаемся устранить эту несправедливость, предложив краткий обзор старинной английской живописи с момента её формирования в отдельное, самостоятельное явление мирового искусства.
 

Истоки английской живописи.

До XVII века об английской живописи можно было говорить только условно. Миниатюры или фрески присутствовали, но на фоне итальянской или голландской школ англичане выглядели бледно. Живопись в стране не поощрялась – господствовавшие в идеологической сфере строгие и суровые пуритане всяческого «украшательства» не приветствовали.

Ван Дейк. Портрет короля Карла I

Ван Дейк. Портрет короля Карла I

Неудивительно, что авторами первых английских живописных полотен были не англичане. Начинать историю английской живописи следует с трудов великих голландцев Рубенса и Ван Дейка, которые дали могучий толчок развитию английского изобразительного искусства. Но, если исполнение Рубенсом росписей для Уайтхоллского дворца в 1629 году стало для художника, по существу, лишь блестящим дополнением карьеры дипломата (он был главой посольства испанского короля на переговорах с Карлом I Английским), то Антонис Ван Дейк был придворным художником Карла, получил дворянство и похоронен в знаменитом лондонском соборе Святого Павла.

Ван Дейк и приехавшие после него в Англию голландцы Корнелис Кетель, Даниэль Митенс, немцы фон дер Фаэс (Питер Лели) и Готфрид Книллер (сэр Годфри Неллер, любимец Кромвеля) были портретистами. Их картины отличает блестящее мастерство и тонкость психологического наблюдения. Заслуги их были высоко оценены. Все они получили дворянство, а Неллер даже похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Питер Лели. Девочка с вишнями

Питер Лели. Девочка с вишнями

Господствующим жанром английской живописи был парадный портрет. Исторические и мифологические сюжеты занимали второстепенное место, а пейзажистов были единицы.

Англичане в XVII веке были вынуждены уступать первые роли блестящим иностранцам. Но и среди них появлялись самобытные мастера. Так, Уильям Добсон (1610-1646) начинал с копирования картин Тициана и Ван Дейка, но сейчас шотландские лорды с гордостью демонстрируют в своих замках старинные картины, многие из которых – портреты их предков кисти Добсона.

 

XVIII век – «золотой век» живописи Англии.

Настоящим прорывом в изобразительном искусстве, который снял с англичан клеймо «вечных учеников», стало творчество Уильяма Хогарта (1697-1764).

Уильяим Хогарт. После свадьбы

Уильяим Хогарт. После свадьбы

Он открыл «золотой» XVIII век английской живописи. Это был новатор и реалист во всех отношениях. Он писал моряков, нищих, собственных слуг, женщин лёгкого поведения. Его единичные полотна или циклы иногда остро сатиричны, иногда глубоко печальны, но всегда очень живы и реалистичны. А светлая жизнерадостность «Девушки с креветками» (1745) просто заставляет улыбнуться в ответ. Этот портрет и любители, и критики единодушно относят к числу самых интересных и жизненных портретов эпохи.

 

Писал Хогарт также исторические сюжеты, был мастером гравюры. Ему принадлежит авторство эссе «Анализ красоты», посвящённого вопросам целей и смысла изобразительного искусства (1753). 

Именно начиная с Хогарта просвещённое общество Европы стало отводить английской живописи достойное её место, английские картины становятся востребованными, а сам художник приобрёл общеконтинентальную славу.

Вторым крупнейшим мастером, на произведения которого следует обратить внимание ценителям антикварных картин, стал Джошуа Рейнольдс (1723-1792), первый президент Королевской академии художеств. Он учился в Англии, провёл три года в Италии, где кумиром его стал Микеланджело. Основным жанром, в котором работал художник, оставался портрет. 

Его творения отличает большое разнообразие - от наполненных совершенством и чопорностью парадных портретов знати до очаровательных изображений детей (взгляните хотя бы на чудесную «Девочку с земляникой», 1771).

Джошуа Рейнольдс Девочка с земляникой

Джошуа Рейнольдс Девочка с земляникой,1771

Отдал дар мастер и непременным мифологическим сюжетам, но персонажи его отнюдь не академичны. Достаточно взглянуть на шаловливую Венеру («Амур развязывает пояс Венеры», 1788) или младенчески серьёзного бутуза Геракла («Младенец Геракл, удушающий змей», 1786). 

Джошуа Рейнольдс. Амур развязывает пояс Венеры

Джошуа Рейнольдс. Амур развязывает пояс Венеры,1788

Рейнольдс был также выдающимся теоретиком искусства, оставившим много трудов, на которых учились поколения живописцев. В конце жизни художника постиг страшный удар – он потерял зрение.

Третьим великим мастером этого периода был Томас Гейнсборо (1727-1788), постоянный соперник Рейнольдса. Гейнсборо, уступая своему оппоненту в тщательности мазка и отточенности техники, превосходил его в оригинальности и непосредственности при передаче натуры.

Надо сказать, портретом Гейнсборо занимался лишь оттого, что этот жанр, в отличие от его любимого пейзажа, давал возможность жить безбедно. Однако портреты его разительно отличались от традиционных. Люди на них по-настоящему живут, они погружены в свой внутренний мир, а не позируют или «погружены в раздумья о великом». Поэтому у Гейнсборо так много семейных и детских портретов – заказчики предпочитали видеть своих близких такими, какие они есть.

Пожалуй, самый знаменитый шедевр Гейнсборо – «Мальчик в голубом» (1770). Тонкая передача внутреннего мира спокойного, полного достоинства юноши, великолепное цветовое решение - всё это ставит Гейнсборо в ряд величайших портретистов Европы XVIII века.  С годами живописная манера художника становится всё более свободной, лёгкой и широкой, навевая ассоциации с куда более поздним импрессионизмом.

Однако любимым жанром мастера всегда был пейзаж. Даже в его портретных работах большую, иногда почти равноправную роль играет фон. Кисти Гейнсборо принадлежит множество видов английской природы, наиболее известные из которых «Лес Корнар» раннего периода творчества (1748) и «Водопой» (около 1774-1777).

Томас Гейнсборо. Водопой

Томас Гейнсборо. Водопой (около 1774-1777)

Говоря об английском пейзаже, нельзя не упомянуть Ричарда Уилсона (1714-1782). Вполне традиционные по композиции и сюжеты картины он расцвечивал яркими живыми тонами. Поэтому современникам его холсты казались слишком естественными, и желающих купить его живопись было немного. Заслуженное признание мастер получил лишь век спустя после смерти. Из других пейзажистов выделим последователей Гейнсборо Джорджа Морленда (1763-1804) и Джона Крома (1768-1821), основателя прославившейся в XIX веке «норвичской» школы.

Во второй половине века в английской живописи выделилось историческое направление, однако по-настояшему выдающихся мастеров в историческом жанре работало немного. Купить историческую живопись считалось своего рода патриотической обязанностью.

 

Рубеж XVIII-XIX веков. Новые тенденции в английской живописи

Конец XVIII века ознаменовался большими потрясениями. Французская революция и эпоха Наполеона вывели на авансцену новых героев – военных, политиков, борцов. Портретная и историческая живопись приобретают исключительное значение. Но, если одни изображения государственных мужей традиционно исполнены достоинства и важности, то другие несут на себе отпечаток безудержного романтизма, господствовавшего в это время в литературе. Наиболее ярким представителем первого направления стал Томас Лоуренс, второго – Джордж Доу.

«Блестящее, но холодное» (по выражению искусствоведов) искусство Лоуренса (1769-1830) принесло ему огромную популярность на континенте. Признавала его заслуги и родина – долгие годы он был президентом Королевской академии художеств. Портреты его отличает тщательная прорисовка драпировок, одежд, многозначительность лиц персонажей, их чувство собственного достоинства и превосходства. Даже на портрете эпатажно знаменитой, взбалмошной и своенравной леди Каролины Лэм, возлюбленной Байрона, о проделках которой ходили легенды, мы видим спокойную, задумчивую женщину.

По этой причине среди заказчиков Лоуренса столь много особ из знатнейших семей Европы, короли и принцессы. Нередко в угоду клиенту художник переделывал портреты, придавая лицам надлежащую величественность.

Работы Джорджа Доу (1789-1829) наоборот отличала эмоциональность и живость. По словам А. Г. Венецианова, портреты Доу – не портреты, а живые лица. Лучшие свои полотна художник создал в России, где по приглашению Александра I писал портреты для Военной галереи Зимнего дворца. Кисти Доу принадлежит множество портретов виднейших военачальников России, а портрет Александра I его работы считается лучшим изображением императора.

Полотна его писались быстро, буквально в три сеанса, и имели потрясающее сходство с оригиналом. Заказчики оставались в полном восторге. В превосходных словах работу Доу описывал Пушкин. Авторитет мастера был столь велик, что его избрали своим членом академии художеств Петербурга, Лондона, Вены, Парижа, Флоренции, Дрездена, Мюнхена, Стокгольма.

Особое развитие на рубеже веков получает английская пейзажная живопись. Британские мастера этого жанра выходят на первые роли в Европе. Наибольшее влияние на позднейших художников оказал Джон Констебл (1776-1837). Он никогда не был за границей и писал только добрую старую Англию. Виды родины он изображал с предельной достоверностью. Мастер настолько виртуозно владел цветом и светотенью, что, по отзывам современников, в его картинах буквально ощущается свежесть ветра и слышен шум листьев в кронах деревьев.

Джон Констебл. Телега для сена

Джон Констебл. Телега для сена

Конец XVIII века ознаменовался широким распространением акварели. Водяные краски и раньше нередко использовались в Англии, но именно сейчас акварель была оценена по достоинству. Великолепным акварелистом был Констебл, но истинного совершенства в акварели достиг другой корифей английского пейзажа – Джозеф Уильям Тёрнер (1775-1851). Его стихией были море и воздух, два наиболее благодарных предмета приложения усилий акварелиста, стихии стремительные, капризные и изменчивые.

Уильям Тёрнер.Ледник.

Уильям Тёрнер.Ледник.

Множество работ Тёрнера написано маслом, однако своим любимым стихиям он не изменял никогда. Даже на вполне традиционных изображениях архитектурных памятников небо и вода – одни из главных действующих лиц. Все картины художника полны световых эффектов, и даже конкретные предметы столько же передают натуру, сколько служат носителями ярких цветовых решений и создают общее настроение картины. Одно из наиболее характерных в этом отношении и, может быть, самое выразительное из его полотен – «Пожар в море» (1834).

Уильям Тёрнер. Пожар в море

Уильям Тёрнер. Пожар в море 1834

Вклад Тёрнера в мировое изобразительное искусство не ограничивается его собственными полотнами. Во время франко-прусской войны знаменитые в будущем Клод Моне, Альфред Сислей и Камиль Писсарро оставили Францию и уехали в Лондон, чтобы изучить творчество английских пейзажистов. Наибольшее влияние на них оказали работы Тёрнера, чьё стремление зачастую жертвовать деталями, но игрой цвета и свободой мазка создать общий эмоциональный настрой картины, стало впоследствии одним из фундаментальных принципов импрессионизма. Поэтому Тёрнера по праву можно считать одним из предтеч этого великого течения.

 

Середина XIX века. Поиск нового в старом

Вторая половина XIX века рядом критиков характеризовалась как период застоя английской живописи. Того же мнения придерживалась очень популярная в своё время группа молодых художников, организовавшая в конце 40-х годов Братство прерафаэлитов. Члены его призывали к отказу от мёртвых традиций, условностей, академизма современного искусства и возврату к непосредственной и искренней живописи периода «до Рафаэля».

В творчестве членов Братства отчётливо заметно стремление следовать канонам раннего Возрождения. Это выражалось во всём, начиная от сюжета, манеры письма с особым вниманием к деталям и глубокой проработке цвета, и до требования писать только с натуры и сразу на холст. Даже холсты и краски они стремились готовить по средневековым рецептам.

Бунт молодых живописцев против канонов, их смелость скоро вызвали неприятие со стороны чопорного околохудожественного сообщества. Однако активная поддержка авторитетного критика Джона Рёскина изменила отношение любителей живописи к Братству.

Наиболее заметные фигуры Братства – Данте Габриэль Россетти (1828-1882) и Джон Эверетт Милле (1829-1896). Им принадлежит авторство наиболее характерных для Братства полотен – «Смерть Офелии» Милле и многочисленные портреты возлюбленной Россетти Джейн Моррис в виде мифических Прозерпины, Астарты и т. п.

Джон Эверетт Милле. Смерть Офелии

Джон Эверетт Милле. Смерть Офелии

Общество прерафаэлитов распалось на рубеже 50-60-х годов, однако и в последующие десятилетия его влияние было очень ощутимым, причём не только в живописи или поэзии, но и в мебельном искусстве, дизайне книг и прочих прикладных сферах. Судьбы его членов сложились по-разному. Так, если Россетти совсем оставил живопись, то Милле, несколько отойдя от стилистики прерафаэлитизма, остался очень востребованным и сейчас является самым любимым в Англии художником 2-й половины XIX века.

К концу столетия в Англии всё больше ощущается влияние французских художников – реалистов и импрессионистов. Одним из наиболее интересных представителей английской школы этого периода был уроженец США Джеймс Мак-Нил Уистлер, портретист и пейзажист (1834-1903). Он писал в традиционной технике, однако любовь к тонким светотеневым эффектам, зыбким, неустойчивым состояниям природы роднит его с импрессионистами.

Джеймс Уистлер. Серое и золотое

Джеймс Уистлер. Серое и золотое

Пейзаж и в конце XIX- начале XX вв. остался коньком английских живописцев. Из последователей импрессионизма можно назвать ученика Уистлера Ричарда Сиккерта (1860-1942), из традиционных пейзажистов – Джорджа Тёрнера и его сына Уильяма Лакина Тёрнера (1867-1936), Фредерика Такера (1860-1935) и других. Они в полной мере усвоили наследие своих знаменитых предшественников и достойно представляли английскую живописную традицию в европейском искусстве. Творчество последних двух мастеров представлено в нашей коллекции.

Даже беглый взгляд на творения мастеров, о которых говорилось в этой статье, позволяет понять притягательную силу старинной живописи. Не будем забывать, что купить картину – это не просто выгодно вложить капитал. Это в первую очередь принесёт в дом прекрасное, плод вдохновения мастера, частицу его бессмертия.

НАША КОЛЛЕКЦИЯ АНТИКВАРНОЙ ЖИВОПИСИ АНГЛИИ>>>>>

ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКОЙ ГРАВЮРЫ >>>>


Свяжитесь с нами