Если ориентироваться на всю историю искусства, уходящую корнями вглубь тысячелетий, покажется, что иконопись стали замечать совсем недавно – буквально 110 лет назад. Икона представлялась объектом культа, который мог быть выполнен с большим или меньшим мастерством, однако категории его оценивания не простирались в область эстетического. Даже старообрядцы – первые «антиквары» и собиратели древних русских икон – обращали на последние внимание в силу их старины и традиционности. О красоте иконы не могло быть и речи.
Подобная ситуация, характерная и для начала прошлого столетия, вполне объяснима. Многие памятники древнерусской иконописи почернели от времени и требовали аккуратной реставрации, еще большее количество икон находилось под поздними записями, которые действительно в очень редких случаях были сделаны профессиональными мастерами. Красоту икон не то чтобы не замечали – ее попросту не подозревали. Лишь после первых опытов реставрации зрителям начала ХХ века открылись сияющие краски, выразительность контура, напряженность характеристики персонажей, своеобычность живописной традиции. Произведения и эпоха нашли друг друга: вероятно, если бы не стилистика модерна с ее интересом к искусству линии и национальной специфике, произведения древнерусской иконописи до сих пор не имели бы своих почитателей.
Итак, в 1913 году, к 300-летию правления дома Романовых, в Москве прошла выставка икон из собраний старообрядцев-коллекционеров И. С. Остроухова и С. П. Рябушинского, организованная совместно с Императорским Московским Археологическим институтом. Событие спровоцировало отклик множества искусствоведов и художественных критиков, а их публикации в прессе, в свою очередь, были адресованы самому широкому кругу читателей. Так, древнерусская иконопись получила статус искусства и с тех пор непрерывно изучалась, экспонировалась и собиралась.
Наш антикварный магазин предлагает современным коллекционерам продолжить эту традицию.
Икона избранных святых: Модест, Власий, Флор и Лавр в молении Спасу в облаках. XIX в.
Икона Святых мучеников Гурия, Самона, Авива и Веры. Россия, XVIII в.
Икона Святителя Модеста, Священномученика Власия, Флора и Лавра. Русский Север, вт. пол. 17 в.
Икона Святителя Филиппа, мучеников Власия, Варвары. Мастерская Гуслицкого района, сер. XIX в.
Икона Преподобномученицы Евдокии. Россия, середина 19 века.
Икона Великомученницы Екатерины Александрийской. Россия, пер. пол. 19 в.
Икона Св. Великомученика Никиты и Св. Великомученицы Екатерины. Россия, кон. 19 в.
Икона Святителя Николая Чудотворца в басме. Киев, 1771 г.
Икона избранных Святых. Святой Антипа и Пророчица Анна. Москва, сер. XIX в.
Икона Святых мучеников Флора и Лавра. Москва, сер. XIX в.
Правая часть диптиха “Благовещение” Российская империя, кон. XIX - нач. ХХ в.
Тихвинская икона Божьей Матери Российская империя, сер. - вт. пол. XIX в.
Казанская икона Божьей Матери Российская империя, сер. - вт. пол. XIX в.
Икона Христос Пантократор (Вседержитель) Российская империя, сер. - вт. пол. XIX в.
Христос Пантократор (Вседержитель) Российская империя, вт. пол. 19 (?) в.
Икона Святой евангелист Матфей и ангел Российская империя, сер.-вт. пол. XIX в.
Икона Богоматери Феодоровской Российская империя, вт. пол. XIX - нач. ХХ в.
Христос Пантократор (Вседержитель). Владимирские земли, сер. XIX (?) в.
Христос Пантократор (Вседержитель) Российская империя, сер. XIX в. (?)