КАТАЛОГ


Гравюра и литография, техники, история антиквариата

Каталог ГРАВЮРЫ антикварного магазина>>>>

Сегодня каждое творение, созданное с помощью техники, мы воспринимаем, как тиражный массовый, не ценный продукт. Но только дилетант может перенести это восприятие на гравюры и литографии. На первый взгляд, эти антикварные листочки не слишком отличаются от привычных нам репродукций. Разве что необычная бумага выдает несовременное происхождение, старинные сюжеты позволяют предположить некоторую ценность этих предметов.

Гравюра Маттеуса Мериана

Маттеус Мериан

А ценность их как раз достаточно серьезна. Изображения, созданные в такой технике, сейчас антиквариат, уместный для коллекционирования за закрытыми дверями, для украшения интерьеров. Каждая литография считалась подлинником, на ней часто ставилась собственноручная подпись художника. Так свет увидели произведения Франциска Гойи, Эжена Делакруа, многих других гениев. А в технике гравюры работали знаменитые, прославленные художники минувших веков: Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель-старший, Джованни Пиранези, Гюстав Доре. Сейчас периодически на антикварных рынках, аукционах всплывают новые образцы старинной полиграфии от великих мастеров.

Питер Брейгель Знаменитая старинная гравюра "7 смертных грехов"

Питер Брейгель "7 смертных грехов"

Гравюра: технология нанесения изображений, ее особенности и знаменитые работы

Появилась эта техника в 15 веке. Свой расцвет этот способ получил в начале 16 века, а позже, с изобретением гравировки с металлических досок, позволившим улучшить художественную сложность, качество картин. Позже графические изображения пытались делать цветными. Однако самые старинные известные образцы монохромны. Два цвета - черный и белый - нисколько не ограничивают фантазию мастера, а наоборот, подчеркивают глубину элементов картины. Изображения были разные, от идиллических картинок, иллюстраций к романам до злободневных политических карикатур, графических пасквилей. Сегодня купить такой рисунок - большая удача.

Сюжеты всемирно известных произведений - библейские истории, очаровательные сценки из жизни, пейзажи, портреты. Желанные для ценителей антиквариата монохромные изображения полны иносказательными образами, загадками, намеками. Смотреть на работу мастера можно часами, находя новые детали, наполненные скрытым смыслом.

Знаменитые работы Дюрера - это великолепное мастерство, филигранная техника и внимание к деталям, обилие загадочных символов. Можно подумать, что цвет действительно лишний на этих картинах. Монохромность наделяет их величием и подчеркивает таинственность.

Гравюра Альбрехта Дюрера "Меланхолия"

Альбрехт Дюрер "Меланхолия"

Французский график Гюстав Доре обращался к сказкам. Сюжеты его работ - всемирно известные фантастические истории, ожившие в лицах под рукой великого мастера.

Известная антикварная гравюра Гюстава Доре "Синяя Борода"

Гюстав Доре "Синяя Борода"

Как изготавливалась гравюра

Основной принцип изготовления - получение оттиска с формы. Рисунок наносился на деревянную доску или металлическую пластину, а затем вырезался с помощью специальных инструментов. Далее, в зависимости от вида графического изображения, краской покрывалась печатная ее часть, и, с помощью станка с прессом, получался оттиск.

Доска для гравюры

Доска для гравюры

Поверхность, окрашиваемая краской, может относиться к разноуровневой печати:

  • вогнутые формы разновидности глубокой печати заполняются краской, которая отпечатывается на бумаге во время оттиска под давлением
  • плоская имеет одинаковую высоту силуэта рисунка, пробельных частей. Краска держится за счет различных физическо-химических свойств разных участков формы. Больше относится к литографии, не является видом гравюры;
  • высокая печать характеризовалась покрытием краской выпуклых частей доски для графического изображения.

В любой из этих техник рисунок вырезался или вытравливался на деревянной доске, либо на металлической пластине. Формы затем приходили в негодность, уничтожались, что делает антикварную полиграфию уникальной, еще более ценной.

 Джон Джеймс Одюбон Цветная гравюра 19 века Луизианская цапля

  1. Джон Джеймс Одюбон Цветная гравюра 19 века Луизианская цапля

    Цветная гравюра изготавливалась нечасто, технологии применялись разные, но ни одна не смогла заменить своеобразную выразительность монохрома.

    Основные техники и особенности рисунка

  2. Механические способы гравировки - самые распространенные методики создания печатной формы:

    Резцовая гравюра очень трудоемка, требует от мастера искусства, внимательности и точности. Изображение наносится на отполированную металлическую пластину. Опознать технику можно, вглядевшись в точки на рисунке - их форма будет треугольной, а штрихи будут иметь заостренные края.

     Гравюра Мантеньи "Битва морских божеств"Гравюра Мантеньи "Битва морских божеств"
    Сухая игла - техника, при которой рисунок выцарапывается с нажимом разной интенсивности на металлической доске. Особенности изображения - насыщенное, с преобладанием прямых и угловатых штрихов.
  3. Антикварная гравюра С. Масловский. Портрет жены художника. Сухая игла. 1905 г. С. Масловский. Портрет жены художника. Сухая игла. 1905 г.
    Когда создают рисунок в пунктирной технике , используется граверный молоточек и пунсон, с помощью которых на металл наносится система точек и пунктиров разного размера и глубины. Распознать способ нанесения гравировки можно, увидев более крупные точки на темных участках изображения
  4. .Афанасьев. Портрет Д.В. Давыдова. Пунктирная манера выполнения гравюры. После 1812 г.
    Афанасьев. Портрет Д.В. Давыдова. Пунктирная манера выполнения. После 1812 г.
    Меццо-тинто характеризуется бархатистой фактурой и плавным переходом тонов. Технологически процесс прямо противоположен описанным ранее разновидностям. Силуэт рисунка не вырезается, а сглаживается на шероховатой пластине. При внимательном рассмотрении на такой картине видны следы зернения для создания шероховатости, отсутствуют резкие линии. Рис 9 К.-В. Зеелигер. «Аллегория восшествия на престол Александра I». Меццо-тинто. Около 1801 г.
    К химическим методам относят такие способы гравировки, как офорт.

Офортный станок для изготовления гравюр.

Офортный станок для изготовления гравюр.

При этой технологии пластина покрывается лаком, затем рисунок процарапывается иглой или рисуется кистью со специальным средством с эффектом травления. Форма опускается в кислоту, которая разъедает и углубляет непокрытые лаком участки, формируя желобки для краски, создающим изображение. Особенности антикварного офорта - точки, из которых состоит изображение, имеют форму круга или овала, штрихи с затупленными краями.

Офорт Гравюра И. Шишкин. «Лес». Около 1890 г.

Офорт И. Шишкин. «Лес». Около 1890 г.

Литография, технология создания изображений

Литография появилась много позже гравюры и сразу потеснила ее. Расширившиеся возможности делали изображение более похожей на уникальный рисунок, на написанную художником картину. Отлично сохранившиеся антикварные образцы литографической полиграфии позволяют судить о высоком качестве и художественной ценности изображений и сегодня. Литография, как антиквариат, является интереснейшим и обширным сегментом области старинной графики.

Одной из самых дорогих литографий мира является "Мадонна" Эдварда Мунка 1895 года. В 2010 году ее купили за 1,9 миллионов долларов США.

Технологический процесс для изготовления литографии менее трудоемок , по сравнению со многими разновидностями графических изображений. Плоский вид антикварной полиграфии создается нанесением рисунка на специальный камень с помощью жирного литографского карандаша или туши. Такой способ позволяет изготавливать литографии самому художнику, просто рисуя на поверхности камня. Несложный и эффектный метод получения изображений привлек многих известных мастеров, работы которых, выполненных в технике литографии, вошли в мировую сокровищницу изобразительного искусства.

Камень для литографии.

Камень для литографии.

Щадящее воздействие кислоты на поверхность камня создает пробельные участки, которые отталкивают краску. На контур рисунка, нанесенный жирным инструментов, краска ложится легко. Для литографии используют олифосодержащие краски. Для того, чтобы изготовить цветное литографическое изображение, каждый цветовой слой рисуют на новом камне, отпечатывая затем поочередно на каждом оттиске. Печать производится под давлением на специальном станке.

Литографическая печать с 9 камней

Литографическая печать с 9 камней

Визуальные отличия изображения - равномерность распределения краски, сходство литографии с рисунком кистью или пером, при этом отсутствует разнородная толщина краски, которая неизбежна при рисовании от руки.

Литография может изготавливаться с помощью специального камня (лито- камень, лат.) или алюминиевых пластин - альграфия.

В конце 19века литография утратила свое лидерство, как самого современеного метода цветной полиграфии, и была вытеснена фотомеханической печатью. Однако она не ушла в небытие, а переселилась в мастерские художников, которые творили в технике литографии на протяжении нескольких десятилетий. Камней для лиографии касались руки великого Пабло Пикассо, Матисса и Марка Шагала.

Старинные гравюры для ценителей камерного интерьера

Коллекционирование антикварных гравюр - направление интересное и перспективное.

Гравюра Делакруа "Алжирские женщины"

Делакруа "Алжирские женщины"

Со временем количество оттисков из и без того сильно ограниченного тиража уменьшается, из-за этого растет их цена. Тематика коллекций гравюр и литографий может быть ограничена собранием наследия конкретного художника, временным периодом, либо сюжетной линией. Собрание работ с портретами знаменитых людей своего времени, политических событий или библейских сценок, размещенное на стенах дома, вносит в интерьер нотки камерности, благородного постоянства и необычного дизайна с дыханием предметов ушедших эпох.

Ценность гравюры и литографии в 21 веке

Отличие гравюры и литографии от авторской и старинной фотографии - разнообразие техник, малый тираж и уникальность каждого предмета.

Сохранившиеся до наших дней работы, эстампы и литографии стали настоящими антикварными ценностями. Значение их для ценителей старины определяется тем, что из-за особенностей технологии нельзя было изготавливать неограниченное количество абсолютно идентичных изображений. Количество их было лимитировано. Авторская форма использовалась для изготовления 100-300 копий. При истирании оттиска на форме или камне выпуск изображения завершался. Поэтому каждый экземпляр можно считать уникальным лимитированным выпуском.

Особенно ценны для знатоков старинных станковых техник первые оттиски с форм, изготовленных великими мастерами собственноручно. Цена работы, входящей в первую десятку оттисков сопоставима с подлинником картины художника. Так, на аукционе Кристи гравюра Дюрера "Носорог" была продана за 866,5 тысячи долларов.

Носорог. Одна из самых дорогих гравюр Дюрера

Носорог. Одна из самых дорогих гравюр Дюрера

Отличить технику исполнения визуально можно не всегда, даже зная все нюансы технологии изготовления изображения. Основные различия способов старинной полиграфии - это заполняемые краской выпуклые или углубленные части формы у гравюры или прокрашивание вытравленных частей рисунка в литографии. Остановимся подробнее на обеих техниках, чтобы, после прочтения, читатель стал на шаг ближе к званию эксперта по антикварной графике.

Гравюры и литографии в антикварном магазине

Наш антикварный магазин предлагает большой выбор графических изображений на широкую тематику. Представлена большая коллекций изображений замков, дворцов, пейзажей Англии, по теме Мода, гордостью нашей коллекции является собрание гравюр об истории России.

Каталог ГРАВЮРЫ нашего антикварного магазина>>>


Свяжитесь с нами