КАТАЛОГ


Каталог клейма немецкого фарфора 18-19 веков по заводам и годам

В начале XVIII века. Германия стала первой в Европе страной, где появились фарфоровые мануфактуры, многие из которых продолжают работать до сих пор. Клейма немецкого фарфора говорят об исключительно высоком качестве изделий среди которых немало творений знаменитых скульпторов-керамистов. Отдельным предметам может быть 200 и даже 300 лет. Свой старинный фарфор германия очень ценит и хранит его в музеях.

До 1817 г. фирменные знаки наносились на продукцию только синей краской, а потом иногда и зеленой. После того как в 1830 г. появились резиновые штампы, стала широко применяться более жидкая зеленая краска. Как в ранний период, так и позднее изделия маркировали ученики и подсобные рабочие, которые не всегда делали это хорошо, поэтому клейма нередко получались размазанными, с нечеткой серединой или неполными. Начиная со второй половины XIX в. под или над основным изображением часто размещались дополнительные метки или названия декоров.

 

Фарфоровая фабрика Мейсен Meissen (1710 г.)

В 1708 г. Иоганну Фридриху Беттгеру и Эренфриду Вальтеру фон Чирнхаузу из Дрездена удалось узнать тайну производства китайского фарфора и впервые изготовить подобный материал в Европе. Через 2 года в Мейсене курфюрстом Августом Сильным была основана первая европейская фарфоровая мануфактура, которая стала одним из ведущих немецких производителей. Ее мастера знали секрет изготовления первого в мире твердого фарфора.

Мейсенские изделия отличались эстетичностью и оригинальными рисунками. Гладкую посуду декорировали надглазурными красками, разработанными художником Иоганном Грегориусом Герольдтом.

Сначала предпочтение отдавалось китайским мотивам, ландшафтам, лиственному и ленточному орнаментам. В 1740-х годах их сменили «немецкие цветы» и знаменитая мейсенская голубая роспись.

Фарфор мейсонЗначительную часть продукции составляли изысканные фигурки и миниатюры. До 1731 г. их автором был Иоганн Готтлиб Кирхнер, которому особенно хорошо удавались животные из белой керамики. Позже моделированием занимались Иоганн Йоахим Кендлер, французский скульптор Мишель Виктор Асьер, Иоганн Карл Шенхайт. Двое последних работали также в бисквитом.

В конце XVIII в. начался период упадка: мастера копировали формы старых эпох, подражали скульпторам фабрик Sevres (Франция) и Wedgwood (Англия). Следствием стало снижение спроса в начале XIX в. Но уже в 1814 г. новый директор, Карл Вильгельм фон Оппель, изменил подход к производству и добился улучшений во всех сферах. Его преемник, Генрих Готлиб Кюн, изобрел глянцгольд, придававший посуде королевский шик.

В середине столетия многие формы и декоры разрабатывались под влиянием знаменитых членов Академии искусств Дрездена, среди которых были Готфрид Земпер и Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Во второй половине века предприятие в связи с рационализацией производственных процессов переехало в Трибишталь, где находится и сейчас.

От немецких и иностранных дворян оно получало заказы на декоративный и столовый фарфор в стилях рококо и барокко, а для среднего класса выпускались традиционные изделия с росписью.

Фабрика Мейсон фарфор

Клейма Мейсоновского фарфора

 

Немецкая Фарфоровая фабрика Фюрстенберг Fuerstenberg (1710 г.)

Fuerstenberg относится к самым известным фарфоровым заводам Европы, специалисты которого непрерывно совершенствовали старые коллекции и разрабатывали современные. Мануфактуру, носившую сначала название Herzoglich Braunschweigische Porzellan Manufaktur, открыл егермейстер Иоганн Георг фон Ланген по распоряжению герцога Карла I Брауншвейг-Вольфенбюттельского, который отдал под нее свой охотничий замок Fuerstenberg. В 1756 г. в Брауншвейге был создан филиал, где работал известный пейзажист Иоганн Фридрих Вайч (псевдоним "Паша").

Изготовленные вручную предметы церемониальной и простой домашней посуды отличались детальной точностью. Особую славу приобрела тонкостенная керамика. До сих пор в Фюрстенберге выпускается знаменитая серия Alt-Fuerstenberg в стиле рококо, для которой характерны элегантные ручки с замысловатыми деталями.

Фарфор фабрики Фюрстенберг

Во II половине XVIII в. преобладали изделия цилиндрическо-овальной формы с угловатыми ручками, выполненные в духе классицизма.

Старинный фарфор фабрика Фюрстенберг

В 1859 г. предприятие было сдано в аренду частным лицам и в 1888 г. преобразовано в акционерное общество. Известные мастера XIX в. — Людвиг Зебберс и директор завода, француз Луи Виктор Жерверо, который в 1805 г., вдохновившись произведениями парижских художников, разработал белоснежную коллекцию Empire ("Ампир"). Начиная с 1840 г. изготавливалось много чайных и кофейных сервизов. В это время была создана серия Gregue в стиле бидермейер.

Немецкий фарфор Фюрстенберг

Клейма фарфора Фюрстенберг

 

Фарфоровая мануфактура  Хекст Höchster Porzellan-Manufaktur (1746 г.)

Предприятие, возникшее в Хехсте, — детище художника Адама Фридриха фон Левенфинка из Мейсена и Иоганна Кристофа Гетца. Является вторым по возрасту в Германии и единственным в земле Гессен. В 1796 г. оно закрылось. В 1947 г. производство было восстановлено, но снова прервалось в 1963 г. и возобновилось через два года.

Немецкий фарфор фабрика Хекст

До 1750 гг. мануфактура производила только фаянс. Впервые обжиг фарфора состоялся с приходом печника Йозефа Ринглера и арканиста Килиана Бенкграффа. Одним из выдающихся скульпторов-керамистов, которые трудились в Хехсте, был Мельхиор. Придуманные им фаянсовые статуэтки изготавливались позже в Дамме (1840–1884 гг.), Пассау (после 1903 г.) и Франкентале (1942–1950 гг.).

Немецкий фарфор фабрика Хекст

Поскольку мастера в Дамме пользовались старыми формами и моделями из Хехста, фигурки внешне похожи на оригинальные, однако уступают им в элегантности, изящности и прозрачности. Некоторые из них больше или, напротив, меньше, имеют дополнительные или измененные детали.

Немецкий фарфор фабрика Хекст

На протяжении всей истории Höchster Porzellanmanufaktur в дело шли исключительно природные, традиционные материалы, такие как кварц, каолин, полевой шпат.

Клейма фабрики Хекст HÖCHSTER PORZELLAN-MANUFAKTUR

 

Старинная фабрика немецкого фарфора Нимфенбург  Nymphenburg (1747 г.)

Фабрика, которая по сей день отказывается от автоматизированных процессов производства, была открыта во дворце Neudeck Баварским королевским домом, а затем перенесена во дворец Nymphenburg. В 1754 г. курфюрст Макимилиан III Йозеф нанял на работу талантливого модельмейстера Франца Антона Бустелли, который создавал изящные, кажущиеся живыми статуэтки и декорировал посуду лепниной в рокайльном стиле. Края украшались каймой голубого, зеленого, пурпурного или золотистого цвета. Правда, ранние творения Бустелли в отличие от более поздних были примитивными, немного неуклюжими и напоминали работы других баварских керамистов. Кроме него, в Нимфенбурге трудились также такие известные скульпторы, как Иоганн Петер Мельхиор и Доминик Авличек старший.

Фарфоровая фабрика Нимфенбург NYMPHENBURG

Большую поддержку в XVIII в. предприятию оказывал Людвиг I, по заказу которого изготавливались сервизы, украшенные копиями известных картин и изображениями баварских ландшафтов в античном стиле. Миниатюрные копии произведений из королевской галереи рисовал художник Антон Ауер, приступивший к работе в 1810 г. Его преемниками стали Кристиан Адлер и сын, Максимилиан Йозеф Ауер.

Фарфоровая фабрика Нимфенбург NYMPHENBURG

Примером для мастеров, выполнявших орнаментальную и фигурную роспись, служили гравюры аугсбургского художника Нильсона, чье творчество оказало большое влияние на стиль рококо в декоративно-прикладном искусстве Баварии. Часто изображались сцены деревенской жизни, напоминавшие работы нидерландского гравера Тенирса. Фигурная роспись почти всегда была разноцветной: использовались светло-голубая, желтая, пурпурная и зеленая краски.

Фарфоровая фабрика Нимфенбург NYMPHENBURG

В середине XIX в. фабрика переживала упадок и поставляла в основном простой, прочный фарфор в больницы, монастыри, гостиницы и военные части. Ассортимент изящной посуды сохранился на случай повторных заказов. В конце XIX в. в Нимфенбурге делали подставки под пивные кружки, головки для курительных трубок и фарфоровые медальоны на памятники. Возвращение к старым традициям произошло в начале XX в.

Фарфоровая фабрика Нимфенбург NYMPHENBURG

Клейма Фарфора Нимфербург NYMPHENBURG 

 

Наш каталог Старинного ФАРФОРА>>>


Свяжитесь с нами