А.Вахрамеева
Павловская эпоха - хронологически очень непродолжительная, это своего рода промежуточный этап между классицизмом и романтизмом. Но при этом она важна, поскольку является одновременно и заключительным этапом, завершающим столь насыщенный для развития русского искусства XVIII век.
Портрет Е.А.Нарышкиной (1799 г.)
В.Л. Боровиковский начинает свое восхождение в конце Екатерининского правления, но настоящий триумф художника приходится на эпоху Павла. К моменту восхождения Павла на престол, Боровиковский остается единственным большим портретистом.
Портреты Боровиковского 90-х гг. – отражают новую линию настроения – в них прослеживаются черты сентиментализма.
Полотно среднего формата, трехчетвертной разворот модели, поясной обрез. На портрете изображена Е.А.Нарышкина – дочь обер-камергера А.Л.Нарышкина. Героиня помещена в садовом пространстве. Модель в свободной позе – опирается на бордюр-парапет. Девушка одета в белое платье, кудри обрамляют лицо героини. Насыщенный тон голубой шали гармонично сочетается со склонившейся от тяжести раскрывающегося бутона розой.
Следует отметить, что контур рисунка довольно четкий . По колориту, это полотно скорее стремится к локальным цветам. Это характерно для стилистики позднего классицистического портрета. Гладкость светящейся кожи лица, шеи, груди и рук достигается художником с помощью тончайших лессировок.
Героиня пребывает в меланхолическом настроении. Художнику хорошо удалось передать образ обворожительной юной красавицы, которая устало-нежным, испытывающим неясную грусть взором смотрит на зрителя.
ЛИТЕРАТУРА
[1] М.Алленов. Русское искусство XVIII-начала XX века, М., 2000. С. 110.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ ОБ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ И РУССКОГО ПОРТРЕТА 18 века
АННЕНСКИЙ-ЕЛИЗАВЕТИНСКИЙ ПЕРИОД >>>>