КАТАЛОГ


Патефон – коллекционное значение, история антиквариата. 

Каталог ПАТЕФОНЫ И ГРАММОФОНЫ Антикварного магазина >>>>>

Вряд ли отыщется исторический или краеведческий музей, в котором бы не экспонировался старинный патефон – символ начала эпохи индустрии звукозаписи. Издавна человек стремился изобрести аппарат, способный воспроизводить звуки без его непосредственного участия. Заунывные шарманки, мелодичные шкатулочки и табакерки, часовые механизмы с музыкой и, наконец, он – патефон!

Фонограф Томаса Эдисона, 1877 г.

Фонограф Томаса Эдисона, 1877 г.

Граммофон Эмиля Берлинера, 1888 г.Граммофон Эмиля Берлинера, 1888 г.

Предтечей этого чуда техники стали два звукозаписывающих и воспроизводящих механизма. В 1877 году ученый и бизнесмен Томас Эдисон изобрел фонограф. В нем звуки записывались на покрытые фольгой валики. Через 11 лет немец Эмиль Берлинер заменил валики на более практичные диски и назвал свое ноу-хау граммофоном. Оба устройства мирно сосуществовали до тридцатых годов прошлого столетия. Сбылась мечта человечества. Звукозапись громко и уверенно шагнула в XX век, где у самого порога ее поджидал служащий французской фирмы «Патэ» Гильон Кеммлер. Он решил упростить дизайн граммофона. Избавил аппарат от громоздкой трубы и поместил внутрь компактный рупор. При этом качество извлечения звука не пострадало.

Патефон братьев Патэ: Патефон братьев Патэ.

Так в 1907 году на свет появился патефон. Компактный и мобильный. Теперь его можно было переносить, как небольшой чемоданчик. Это событие стало поворотным в истории музыкальной индустрии.

Чем острее игла патефона, тем чище звук

Извлечение звука в патефоне производилось при помощи иглы, от которой зависело его качество. Поначалу использовали граммофонные стальные иглы. Но они быстро изнашивались, искажая запись, делая звучание хриплым и неразборчивым. К тому же их приходилось менять после 3-4 минут прослушивания. Этого хватало только на проигрывание одной стороны грампластинки.

На смену стальным пришли сапфировые иглы. Срок их эксплуатации значительно увеличился. Тем не менее, приходилось запасаться иглами впрок. С этой целью в чемоданчике аппарата сделали выдвижной ящичек для хранения запасных игл. Благо, стоили они дешево и продавались на вес.

 Качество звука патефона зависело от иглы: Качество звука патефона зависело от иглы.

Пружина для патефона – двигатель процесса

У патефона было еще одно уязвимое место – двигатель. Его приводили в действие с помощью пружины, которая была большим дефицитом. Без нее патефон превращался в нелепый чемоданчик, набитый хламом. Требовались навыки и, главное, бережное отношение к процессу, чтобы при заводе аппарата не повредить эту хрупкую деталь. А делать это приходилось каждые пять минут. Именно столько времени отводила капризная пружина на прослушивание одной пластинки. Если качество и продолжительность воспроизведения звука на патефоне зависели от состояния иглы и завода пружинного двигателя, то его громкость никак не регулировалась. Она находилась в пределах от 80 до 100 дБ.

Одноразовые диски для патефона

Впервые грамзапись на русском языке появилась в далеком от России Ганновере в 1897 году. Незадолго до этого начали выпускать первые в мире граммофонные пластинки. Их делали из целлулоида, и только в одностороннем формате. Они были толстыми, по краям шероховатыми, тяжелыми. Каждая весила почти полкилограмма.

Целлулоидные пластинки стали прорывом в истории патефона. Целлулоидные пластинки 

прорывом в истории патефона.

Подобрать подходящий материал для пластинок оказалось сложной задачей. Протяженность звуковой дорожки одной лишь песни порой достигала километра. Дно бороздки подвергалось сильнейшему воздействию иглы. В результате иглы и диски выходили из строя после каждой прослушанной музыкальной композиции.

Пластинки для патефона из шоколада

Из чего только не пытались делать первые грампластинки! В ход шли целлулоид, каучук, воск, металл. Даже самая крепкая сталь не могла противостоять длительному давлению назойливой иглы. Проводили даже курьезные эксперименты. Представьте себе грампластинку, сделанную из настоящего шоколада. А ведь их действительно производили.

Разумеется, век таких предметов был коротким. Не обязательно из-за непрочности материала. Просто запись могла не понравиться. Тогда пластинку легко можно было съесть. Очень удобно. С одной стороны. А вдруг на ней любимая песня? Искушение для сладкоежки.

Решение найдено - новый материал для патефонных пластинок

И вот, казалось, нашли исходный материал для пластинок, которые в десятки раз долговечнее стальных аналогов. Им оказался маленький жучок – лаковый червец, обитающий в Индии. Вернее, не сам жук, а его скорлупа, которую он мастерит себе из специфической смолы. Скорлупка легко поддается плавлению. В таком виде ее смешивают с более твердыми компонентами и охлаждают. Получается твердый, но эластичный сплав шеллак (скорлупа по-английски "shell", отсюда и шеллак). Пластинки из шеллака оказались намного прочнее всех предыдущих аналогов. Однако производство таких пластинок очень хлопотно. Смолу, выделяемую лаковым червецом, нужно было соскабливать, промывать в горячей воде, фильтровать, удалять частички дерева. Да и чисто по-человечески – жучков жалко. Ведь на изготовление лишь одной пластинки расходовалась скорлупа четырех тысяч бедных насекомых.

долгоиграющие музыкальные диски для патефона: Так выглядели долгоиграющие музыкальные диски.

Выручила пластмасса. Ее плотная поверхность дала возможность сузить и сблизить звуковые бороздки. Так появились долгоиграющие музыкальные диски.

Из истории грампластинок

Первые российские грампластинки были произведены на подмосковной фабрике в селе Апрелевка (ныне город в Наро-Фоминском районе). Открытая в 1910 году, она получила название «Апрелевская фабрика грампластинок памяти 1905 года».

После революции на фабрике активно тиражировались записи речей Ленина, Троцкого и других представителей новой России. Впрочем, вперемешку с популярными тогда песнями и музыкальными композициями. Перед самой войной название упростили, оставив фабрику без «памяти 1905 года».

Первые пластинки в СССР изготавливались на знаменитом Апрелевском заводе

: Первые пластинки в СССР изготавливались на знаменитом Апрелевском заводе.

В июле сорок первого на АЗГ (Апрелевском заводе грампластинок) вышла пластинка с песней «Священная война», а в ноябре – с трансляцией парада на Красной площади и речью Сталина. Это были первые виниловые пластинки в СССР.

Заводы – изготовители патефонов

Продажа патефонов в России была прибыльным делом. Их выпуском занимались десятки предприятий. Каждая советская семья мечтала патефон купить. Спрос рождал предложение, производство было поставлено на поток.

Фото 8: Патефоны 30-х годов стали большой редкостью.

Все патефоны делятся на три вида:

  • стандартные;
  • уменьшенные;
  • портативные

Продажа патефонов в России была прибыльным делом. Их производством занимались десятки предприятий. Каждая советская семья мечтала патефон купить. Спрос рождал предложение. Сегодня патефон занял почетное место в антикварном мире вещей. Покупая старинный патефон, коллекционеры отдают предпочтение моделям брендовых в свое время изготовителей.

Ленинградский патефонный завод

Его «мамой» стала фабрика «Красный Октябрь», которая в 1929 году вошла в Музобъединение ВСНХ РСФСР. Спустя десять лет предприятию присвоили звание Государственного союзного Ленинградского граммофонного завода. А еще через год ликвидировали.

Ленинградский патефонный завод: На Ленинградском патефонном заводе до самой войны выпускали пластинки.

И хотя сведения о самом заводе весьма скудны, его продукция до сих пор пользуется спросом не только у коллекционеров, но и у ностальгирующей публики. Ленинградский патефон обладает великолепной акустикой. Его звучание пронзает не только время, но и пространство. Он прочен и практичен. Подобно дорожному чемодану, закрывается на ключ. И, как все его собратья, обходится без электрической подпитки.

Владимирский патефонный завод

Первые портативные аппараты ПТ-3 по образцу английского HMV (His Master’s Voice) завод начал выпускать еще на стадии своего строительства. В 1937 году он был построен.

владимирский патефонный завод 

Над логотипом Владимирского патефонного завода трудились несколько художников.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, завод эвакуировали в Пермь (тогда – город Молотов). Там он «прописался» навсегда. После войны предприятие переименовали в Молотовский патефонный завод. Здесь выпускали по миллиону патефонов в год. Однако в 1956 году завод переквалифицировался на производство более популярных тогда велосипедов.

Коломенский патефонный завод

Один из известнейших производителей отечественных патефонов начал свою деятельность в 1933 году. А уже через четыре года коломенские патефоны экспонировались на Всемирной выставке в Париже, представляя страну Советов.

Коломенские патефоны

Коломенские патефоны потрясли воображение искушенных французов.

Любопытная деталь. В годы войны эти музыкальные аппараты партизаны использовали при ремонте пистолетов ППШ, в которых были такие же пружины, что и в коломенских патефонах.

Патефонная фабрика «Граммофон»

В свое время марка «Красногвардейск» была синонимом качества патефонов. Они производились на кооперативной фабрике «Граммофон» в Гатчине по английскому аналогу «His Masters Voice-102». Несмотря на то, что фабрика считалась одной из крупнейших в СССР, ее продукция сейчас раритетна. Из уцелевших патефонов этой марки только единицы находятся в рабочем состоянии.

Три способа купить старинный патефон

Заслуги патефона перед страной, перед людьми неоспоримы. Его судьба неразрывна с историей государства. Патефон – не просто артефакт прошлого, он один из научных и культурных наших достояний. При этом патефон обладает всеми достоинствами антиквариата и коллекционной привлекательностью.

Многие ценители подлинных предметов искусства и сегодня хотят купить патефон, старинную пластинку для своей коллекции или в подарок. Антиквариат продается в интернет-магазинах, торгующих старинными предметами и вещами, на разных сайтах и «развалах».

Едва ли на развале

Так называемые «развалы» или «блошиные рынки» при определенном везении могут стать местом, где можно купить старинный патефон. Но здесь нет четких разделений товаров. Да и состояние, в каком они попадают в руки покупателей, порой оставляет желать лучшего.

Антикварный патефон – мечта каждого коллекционера

: Антикварный патефон и патефон – мечта коллекционера.

Люди продают то, что им кажется старинным, интересным и дорогим. Если посчастливится, в разнообразии предлагаемых предметов отыщется нужная вещь.

В надежде на «авось»

Никому не возбраняется пойти, что называется, «в народ». Заезжать в старые деревеньки и провинциальные города в поисках антиквариата. Общаться с местными жителями, предлагать деньги за вроде бы не нужную в хозяйстве вещь. Авось, кто-то и достанет из покосившегося сарая патефон начала прошлого столетия. Бывает, что и жителей в заброшенной деревеньке не осталось. Можно, конечно, заглядывать в пустующие дома – вдруг повезет. Но тут важно не переступить черту закона.

И еще одно предупреждение: опасайтесь подделок! Существует понятие – «новодел». Так называются вещи, созданные по старинным образцам, но с использованием современных материалов и технологий. Помните, что оригинальные предметы из прошлого намного дороже своих нынешних копий.

Купить патефон лучше с профессионалами нашего антикварного магазина

Намного проще и надежнее выбрать патефон в магазине "Антикзон" или на сайте, который занимается продажей антиквариата. Такой способ позволит расширить круг поиска. На подобные ресурсы заходят антиквары из многих городов и даже стран со своими предложениями.

Кроме того, можно воспользоваться доской объявления для заявки на покупку патефона. Выбор старинных вещей велик. Остается только его сделать.

Предлагаем Вам также ознакомиться с нашей очень полезной статьей об истории граммофона и его коллекционном значении.

Граммофон - коллекционное значение история создания

Перейти в каталог ПАТЕФОНЫ И ГРАММОФОНЫ Антикварного магазина >>>>>


Свяжитесь с нами