Ознакомьтесь с нашей коллекцией антиквариата МАСОНОВ !!!>>>>>
Ю.А.Шумилов, "Российский экслибрисный журнал", 2014, №18
Долгое время в средние века продолжалось строительство огромных соборов. Строители селились в непосредственной близости от стройки, постепенно вступая в тесные отношения между собой. Со временем эти союзы образовали цеха. Были выработаны правила взаимоотношений между членами, прием новых товарищей, разрешения возникающих споров. Также был установлен церемониал на различные случаи жизни. Помещение, где они хранили свои инструменты, назывался ложей. Отсюда братство строителей и их собрания получили название «ложа», а их члены — вольных каменщиков (free mason). Затем ложей стала называться основная организационная единица масонства. Как известно, цеха были закрыты для людей других профессий. Но с конца XVI века туда получили доступ и лица, не принадлежащие к строительному цеху — «сторонние каменщики», богатые и учёные, у которых со временем возникла идея использовать строительные товарищества как основу для создания тайных изотерических обществ.
Масоны проводят ритуальные обряды и, хотя единого масонского ритуала не существует, многие из них очень похожи. Например, все масоны используют в своих обрядах архитектурный символизм инструментов средневековых каменщиков, особенно два из них – это наугольник и циркуль, которые всегда находятся в ложе. Масоны должны «выверять свои действия наугольником» и «ограничивать свои желания и свои страсти внутри границ». Но при этом среди масонства не существует единой интерпретации значения этих инструментов. Каждый может размышлять над символами и смыслом, что является необходимым условием для продвижения по степеням. Существует три степени масонства: I – ученик, II – подмастерье, III – мастер – высшая степень, необходимая для полноценного участия в масонской жизни. Некоторые масоны имеют дополнительные степени, имеющие номера, и рассматриваются как приложения к степени Мастера. Например, Древний Шотландский Устав присуждает степени от 4° до 33°. Самая высокая степень присуждается как честь знаменитым масонам. Существует огромная библиография масонской литературы. Среди масонов были очень образованные люди: врачи, юристы, политики, писатели и пр. Все они имели большие библиотеки масонской, научной и светской литературы, и эти библиотеки имели знаки владения – экслибрисы. Всё предыдущее сказано в прошедшем времени только потому, что данная статья охватывает книжные знаки, в основном, столетней давности.
Масонские экслибрисы интересны не только членам масонского братства, но и коллекционерам, любителям экслибриса, библиофилам и историкам, потому что эти небольшие гравюры указывают не только на принадлежность книги, занятие владельца, но и на масонский ранг и принадлежность владельца к определённой ложе. Знаки могут быть полностью масонскими, на которых есть все виды эмблем и символов. «Не специалист, исследуя эти знаки, мог бы получить гуманитарное образование в таких вопросах» (W.Prescott. стр. 11). Масонские знаки часто приводят исследователя к интересным фактам, относящимся к их владельцам.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы на примерах познакомить с символикой братства и дать самые необходимые знания для изучения масонских книжных знаков.
Большой выбор предметов антиквариата с масонской символикой Вы найдете в нашем антикварном магазине "Антикзон".
ДЭНФОРТ
Ранний американский масонский книжный знак. Серебряный герб в стиле Чиппендейл. В верхней части щита всевидящий глаз, напоминающий о том, что мы постоянно испытываем присутствие Бога. Ниже голубой параллелограмм (ромб) - форма ложи. Гребень—три книги. Девиз на латыни "Ubi plura nitent non ego paucis offendar maculis." (Не сержусь я, когда среди блеска несколько пятен мелькнут. Гораций). В верхнем правом (по правилам геральдики) солнце в сиянии, олицетворение Света Вечного, то есть Света Истины.
Знак принадлежит доктору Самюэлю Дэнфорту (1740-1827) из Бостона, члену Великой Ложи Масонов в Массачусетсе. Художник Натаниэль Херд принадлежал к масонскому братству и был первым и самым интересным ранним американским гравером книжных знаков. Он не удовлетворился одним стилем, а показал также достаточно точно якобинский и григорианские ленты и цветы. Были известны его примерно 40 подписанных знаков и около 15 приписываемых ему с разными основаниями. Данный экслибрис единственный масонский, выполненный автором.
САЙЛАС КЕЧУМ.
Предположительно – это автоэкслибрис. Прямоугольник рамки с длиной в два раза больше ширины – форма ложи. Окружность, на которой нанесена надпись, в понимании масонов – это бесконечность Божьих дел. По верхней половине окружности написано имя владельца Silas Ketchum, по нижней – адрес Hopkinton. N.H. В центре щит, разделённый на четыре части. В первой части квадрат из наугольника и циркуля с помещенной внутри буквой G. Значение её многогранно. Одно из значений – это сокращенное слово «Geometr» - верховное существо. Встречается во второй степени масонства (подмастерье). Во второй части изображена Библия – наряду с треугольником и циркулем является одним из трех основных Светочей Свободных Каменщиков, показывает, какую религию исповедует брат.
В третьей шило, указывающее на то, что владелец в молодости был сапожником, и в четвертой – перо – символ возносящейся молитвы, так как владелец знака был священнослужителем. На щите сверху сова с раскрытыми крыльями – символ мудрости, в клюве держит фонарь – источник света. Девиз «Ex septen unus» (Один с севера). Ниже круга Cond 1885 и ещё ниже две ленты. На верхней No____, на нижней $___, видимо, стоимость.
После окончания Духовной Семинарии САЙЛАС КЕЧУМ стал пастором в церкви, где оставался в течение двух лет. В 1865 году провел проповедь в библиотеке Великой Ложи в Вордсборо, в Вермонте, за что был уволен из церкви. После этого он был редактором Вермонтского еженедельника и членом многих обществ. За время жизни подарил этим обществам около 5000 книг и на момент смерти в 1880 году его библиотека насчитывала около 2500 томов.
АЛЕКСАНДР УИНТРОП ПОПЕ.
Знак показывает стоящего джентльмена периода 1830 годов, читающего за высоким столом большой том, его левая рука покоится на нескольких книгах, в задней части ещё одна книга и три других на полу. Две вазы на столе показывают пристрастие владельца знака к глиняной посуде. Через круглое окно виден весенний пейзаж, череда холмистых полей, граничащих с тихим покоем неба и массами облаков. В нижнем правом углу незаметно, но так, чтобы это было частью схемы, включены в дизайн масонский наугольник и циркуль и буква G. В немасонских книгах своей библиотеки владелец использовал тот же знак, но без масонской эмблемы.
Автор знака Джей Чемберс из Нью Йорка.
Владелец - коллекционер экслибрисов и автор изданий по масонским книжным знакам А.У.Попе стал членом Рэббони Ложи в Бостоне в 1877 году.
ЛЕРОЙ МОРТИМЕР ТЕЙЛОР, 33-й.
Экслибрис довольно труден для описания и состоит из символических знаков, используемых учителями геометрической философии. Круг, образованный змеёй, пожирающей свой хвост – символ бесконечности бытия и непрекращающегося поиска истины. Пятиконечная звезда (пентаграмма) – эмблема степени подмастерья. Ещё эта звезда называется пентальфа, так как образована пятью взаимно перекрещенными буквами А.
Символизирует единство пяти континентов, стремление к Единству человека и его духовной сущности. На лучах звезды – мифические символы. Между нижними лучами изображён ятаган – символ смерти. На горизонтальной планке – еврейская тетрограмма. В центре – монограмма из месяца, креста и круга, символизирующие три известные веры. Змея Эскулапа может символизировать мудрость или медицинскую профессию владельца. Под всем этим девиз на санскрите: " Om mani padme hum» торжественное обращение знакомое изучающим буддизм: "О, драгоценность в лотосе, Oм," – последнее слово - название их главного божества. Ниже имя владельца в рукописном шрифте.
Владелец знака Лерой Мортимер Тейлор (1836–1901) окончил медицинскую школу. В 1858 году вступил в члены Федеральной Ложи №1. Через 35 лет получил все степени.
Его библиотека, где он проводил большую часть своего времени, включала приблизительно 8000 томов, большая часть которых посвящена тайным, философским, мистическим, волшебным и родственным темам. В неё входили также книги по спиритизму, физическим предметам и работы над восточными и азиатскими религиями. Это была одна из лучших коллекций оккультизма в Соединенных Штатах. Он передал её Верховному Совету Шотландского Обряда, который носит его имя.
ТЕОДОР САТТОН ПАРВИН И
МАСОНСКАЯ БИБЛИОТЕКА В АЙОВЕ.
Масонская библиотека в Айове располагалась в здании, для своего времени прекрасно оборудованном для этих целей. Было обычаем одалживать масонские книги братьев по всему штату и случалось, что небольшие масонские библиотеки посылались в различные части страны. Таким образом, работала «Передвижная Масонская библиотека Айовы».
Некоторые книги из неё имели экслибрис, описанный ниже. Лента с именем библиотекаря T.S. Parvin (1817-1901). Выше книга со старинной лампой. Две колонны с земными шарами на каждой символизируют врата для посвящаемого, выход к свету для идущего. Северная колонна означает первозданный Хаос, а южная – Созидание, внутреннюю взаимосвязь.
В основе левой колонны находится молоток, используемый каменщиком для придания камню правильной формы, облагораживания. Молоток—символ облагораживания человека. Облагороженные камни похожи друг на друга, дикие же имеют бесконечное многообразие. В основе правой два перекрещенных пера. К каждой колонне прислонена книга. Между колоннами - круглый щит с надписью по кругу «Librarion Grand Ladge of Iowa».
На щите - раздвинутый циркуль на шевроне между тремя раскрытыми книгами. Вверху - сияющая буква G. Между основаниями колонн надпись Founded 1844 (основана 1844). Девиз на ленте внизу «Vita sina Literis mors est» В слове sina ошибка, правильно sine (Жизнь без науки – смерть).
Другой знак этой библиотеки выглядит следующим образом. Сияющая открытая Библия, на ней - пересечённые наугольник и циркуль. Подписи: слева «Number», выше Библии на ленте «Grand Lodge» и ниже «Library instiruted Iowa juny 8 1844» (Библиотека основана Айова 8 июня 1844). Ниже подписи – гроб, презрение к смерти, печаль об исчезновении истины. Всё это окружено петлёй в форме щита, образованной канатом. В петлях наверху - рабочие инструменты. Молоток – символ земной власти и шаблон – 12 дюймовая линейка, рабочий инструмент ученика, символизирующий равенство сословий.
ДЖЕНЕРАЛ ВАШИНГТОН
ДЖОНСТОН.
Дизайн этого знака составлен из масонских эмблем самим владельцем Д.В.Джонстоном (General Washington Jonston, слово General является частью его имени, а не званием). Вверху изображена крылатая шпора – фамильный герб Джонстонов. По обеим сторонам нанесен орнамент. На левой стороне, вверху №, справа оставлено свободное место для числа. Под № Всевидящий глаз, справа на том же уровне изображены две руки в рукопожатии – эмблема Всемирного Союза. Под ними - наугольник и циркуль и ниже в пять строчек надпись: “MON AME EST A DIEU. MON COEUR EST A MON AMI ET MES PENSES SONT A MOI”. (Моя душа – Бог. Мое сердце – мой друг и мои расходы для меня). Под девизом Gen.W.Johnston рукописным шрифтом.
Владелец знака был учредителем Ложи Винсенна №1 в Индиане.
БИБЛИОТЕКА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА.
Данная библиотека основана знаменитыми братьями, содержала около 75000 томов и охватывала все литературные темы. Особенно много старых редких и труднодоступных книг.
Создатель библиотеки Дж. Пайк был универсальным учёным и сформировал её ядро вкладом своей ценной коллекции, поэтому она была очень обширной тематически. Это одна из лучших масонских библиотек, поэтому экслибрисы и книги, отмеченные ими, имели наивысшую 33-ю степень ценности.
На одном из знаков библиотеки, который здесь приводится в три строчки, написано название библиотеки. В центре - двуглавый орёл, означающий церковную и светскую абсолютную власть, коронован сияющим треугольником с цифрами 33, означающими степень. Значений треугольника в масонстве очень много, из него состоят остальные многоугольники, но все его значения сводятся к идее троичности: Святая троица: дух – душа – тело. Треугольник вершиной вверх означает человека до грехопадения. Орел сидит на пламенеющем мече – символе духовной власти.
БИБЛИОТЕКА КОЛУМБИЙСКОЙ ЛОЖИ В БОСТОНЕ.
Колумбийская ложа - одна из старых, основана в 1795 году. Список её членов носит много выдающихся имен и вполне естественно, что она имеет свой экслибрис. Сначала это была просто печать ложи, изготовленная Дж.Г.Смитом. Печать несёт масонские эмблемы: колонны с глобусами и рабочие инструменты Ордена. Отвес – символ истины, уровень, используемый для проверки горизонтальности – символ Равенства, молоток – символ земной власти и шаблон. Мастерок символически предназначен для работы с цементом, связывающим обработанные камни ради строительства великого здания. Вверху - сияющее Всевидящее око. Солнце и луна – символы Света Истины и звёздный свод – покрытие ложи. Покрытие пола чёрными и белыми квадратами символизирует взаимопроникновение света и тьмы, добра и зла. По кругу печати - надпись «Columbian Lodge Boston».
Под печатью девиз ложи: “Semper Vbiqve” (Всегда везде.Vbiqve слово на древних римских монетах означающее «везде»), - ниже в три строки надпись:“From the library of Columbian Lodge. Boston” и ещё ниже “Presentad by” с местом для имени дарителя.
ФРЭНСИС МАРИОН ПЕРКИНС, 32˚,
ИЗ ЛОУРЕНСА, КАНЗАС.
Открытая книга, на левой стороне - двуглавый орел 32 стадии. Ниже - лента с девизом «SPES MEA IN DEO EST» (Надежда на Бога). Между головами орла - треугольник с цифрой 32. Орёл сидит на пламенеющем мече с лентой. На правой странице - римский крест, на котором наложен мальтийский крест с короной и надписью: «IN HOC SIGNO VINCES» (Под этим знаком ты победишь).
Крест говорит о вечности духа. Над книгой - герб владельца, на щите - горизонтальная зубчатая полоса между горностаями, в гребне - ананас с листьями. Между гербом и книгой - лента с надписью: «K. C EX LIBRIS C. H.», ниже книги - имя владельца «F. M.Perkins» готическим шрифтом.
Владелец знака - выдающийся масон Лоуренса из Канзаса. Его большая библиотека содержала много книг о Свободном масонстве.
АЛЬФРЕД А. АШМАН.
Особенностью экслибриса А.Ашмана является шестиконечная звезда из двух перекрёстных равносторонних треугольников, пересечённых кругом. Шестиконечная звезда чаще всего означает печать царя Соломона: шесть равных треугольников означают тайну шестидневного творения мира. Внутри содержится куб – «хорошо отесанный камень», на передней грани которого наугольник и циркуль с буквой G внутри них. Камень - символ человека. Неотесанный камень – непосвященный человек – «профан». Прежде чем камень применить в строительстве его нужно обтесать – придать человеку нужный образ мыслей. Дикий камень – грубая нравственность. Кубический камень – нравственность, обработанная масонами. Наверху - лента с надписью «Magna est Veritas et praevalebit» (Правда сильна и будет преобладать) – девиз Ордена Красного Креста. Под звездой другая лента с «Ex» слева и «libris» на правом сгибе. Ниже - имя владельца ALFRED A, ASHMAN и ниже
№ ___ Date _____.
Экслибрис очень красив и прост, он ясно указывает, что его владелец член Ложи Ордена Красного Креста.
ЛУИ АТВЕЛЛ ОЛНИ.
Символы, формирующие экслибрис показывают, что профессия владельца – химик. Шестиугольник с буквами С-Н на каждой из шести точек и с шестью линиями, исходящими от этих точек к центру представляют структурную формулу молекулы бензола С6Н6. Эмблемы, помещенные в секторах, сформированных в кольце бензола, представляют шесть предметов химика. Треугольник используется химиками как символ высокой температуры. Солнце – символ света. Молния – электричество. Конденсатор со змеевиком представляет дистилляцию. Весы являются самым полезным инструментом химика. Мензурка с раствором и кристаллами на дне представляет раствор и кристаллизацию. Всё это окружено змеёй, глотающей свой хвост – символ вечности. В центре - Всевидящее око. Выше круга «Ex libris» и ниже его “Louis Atwell Olney” в три строки.
Брат Олни был преподавателем химии, экспертом - химиком в судебных делах, являлся масоном шотландского обряда и тамплиером.
* * *
«Читать» книжные знаки, которые использовались братством, очень трудно.
Во-первых:
Немасонские книжные знаки, которые имеют эмблемы Ремесла, весьма распространены; показ инструментов, используемых архитектором или строителем эмблем того же самого характера, какие используются Братством, можно легко принять за Масонский экслибрис, хотя их владельцы никогда не были масонами. Рабочие инструменты профессии каждого владельца или их предков показаны на знаках, чтобы отметить книги в их частных библиотеках.
Во-вторых:
Как говорят сами вольные каменщики:“Символы предоставляют мыслям свободу и простор, догмы же сковывают и подчиняют”. Поэтому различные ложи символы трактовали по-разному. Например, пятиконечная звезда для шотландского мастера шведского устава означает пять ран Спасителя. А иногда ей приписывается обозначение составных частей человеческого тела. Часто общеизвестным фактам придавалось новое значение, поэтому любая интерпретация масонской символики, какой бы тщательной она не была, всегда оставляет в символе что-то непостижимое.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Remerks on some Masonic book plates in America and their owners
By Brother A. Winthrop Pope, of Rabboni Lodge, Boston 1908.
2. Remarks on Some Masonic Book Plates in
America and their owners
By Brother A.Winthrop Pope, of Rabboni Lodge, Boston 1911.
3. Masonic book-plates.
By Winward Prescott .Boston
1918
4. 100 великих наград. Масонские знаки и символы.
Ионина Н. М. «Вече» 2003.