КАТАЛОГ


Наша коллекция СТАРИННОГО СТЕКЛА>>>>>

Наша коллекция АНТИКВАРИАТА В СТИЛЕ МОДЕРН>>>>

 

Русское и европейское стекло МОДЕРН, старинное антикварное стекло

Европейское старинное стекло Модерн

Рубеж XIX - XX веков проходит в Европе под знаком нового стиля, который в разных странах получил разные названия: арт нуво - во Франции, югенд-стиль - в Германии, сецессион - в Австриии, либерти - в Италии, модерн – в России. Повсюду произведения этого стиля отличал новаторский подход к форме, интерес к живой природе, обращение к новым технологиям производства. Стекло, с его прозрачностью и текучей пластикой, с его неисчерпаемой палитрой оттенков и фактур, оказалось удивительно созвучно стилистике модерна и стало одним из символов нового стиля. Одна из основных эстетических идей стиля модерн - сделать высокое искусство более доступным, то есть найти альтернативу массовому механизированному производству предметов быта. Эта художественная программа получила разное воплощение в разных странах. 

Старинное стекло Рене Лалик

В искусстве модерна особое место занимает Рене Лалик (1860 – 1945 гг.). Этот художник прославился как ювелир, однако в его творчестве важную роль играло стекло. Он использовал его в своих украшениях, часто отказываясь от драгоценных камней. Кроме того, Рене Лалик изготавливал приборы для освещения, вазы, скульптуры, флаконы для духов и даже украшения для автомобилей. Его произведения из бесцветного и цветного материала, матового и прозрачного, иногда с использованием цветных эмалей, отличались одновременно монументальностью и легкостью, плавностью и оригинальностью форм, и были не менее популярны, чем его ювелирные работы.

Стекло модерн Лалик Ваза с изображением плюща. Рене Лалик. 1912 г.

Ваза с изображением плюща. Рене Лалик. 1912 г.
Источник: http://www.kreml.ru/exhibitions/moscow-kremlin-exhibitions/iskusstvo-rene-lalika/

 

Стекло Модерн Эмиля Галле

Главной фигурой для стеклоделия эпохи модерна стал Эмиль Галле (1846 – 1904 гг.). Его творчество преломило в себе традиции европейского и восточного искусства, дав начало совершенно новому стилю, который сочетал глубокий символизм, пристальное внимание к природе, бесконечное разнообразие техник, удивительную свободу и изысканность формы. Эмиль Галле родился в Нанси, небольшом городе в Лотарингии, в семье предпринимателя, который занимался торговлей и производством стекла и фаянса. Карьера Эмиля Галле началась с работы на семейном предприятии. Позже он сотрудничал с заводом «Бургун, Шверер и Кᵒ» в Мейзентале. Уже в 1867 году Галле создал художественное ателье, а в 1894 году возглавил свое стекольное производство в Нанси. Если в ранний период творчества Галле создавал преимущественно эскизы посуды из прозрачного бесцветного материала с гравировкой или росписью, то в своем ателье он начинает череду технологических экспериментов. В результате было изобретено и запатентовано много новых техник, возрождены старинные технологии, создана беспрецедентно многообразная палитра оттенков цветного стекла. В 1882 году Эмиль Галле начинает производство многослойного стекольного материала, которое стало одним из символов модерна. Важнейшим предметом декора многослойных работ была гравировка, которая могла осуществляться механическим способом (гравировка колесом) или химическим (травление). Вершиной творчества Галле стало стекло «камео» (cameo glass) - многослойное стекло, на которое изображение наносилось с помощью последовательного послойного травления и резьбы с применением разных инструментов. Как правило, в этой технике на вазах изображались цветы и растения (орхидеи, лилии, хризантемы, чертополох, папоротник), но встречаются также изображения насекомых, морских обитателей и другие образы, заимствованные из природы. Декоративное убранство таких произведений всегда имело символический и философский подтекст. Галле даже создает новый жанр, который объединял в себе стекло и поэзию: так называемое «говорящее стекло», где строки из стихотворений Бодлера, Метерлинка, Гюго были вплетены в орнаментацию вазы.

Старинное стекло Модерн, мануфактура Галле ваза с изображением магнолии 1900

Ваза с изображением цветка магнолии. Мануфактура Галле 1900 г. Многослойное стекло, травление. ГМЗ Павловск
Источник: Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX – начала XX века в собраниях музеев России. Москва: 2013

Травление также использовалось для обработки всей поверхности стекла. Выдерживание в растворе кислоты разной концентрации могло заменить механическую шлифовку, дать эффект матирования или «морозного стекла» (стекло словно покрытое слоем инея). Травление кислотой позволяло достичь большей плавности линий и мягкости очертаний по сравнению с механической гравировкой. Также травление позволило создавать тиражную продукцию, и в 1890-е годы Галле начинает массовое производство многослойного стекла на собственном предприятии. Серийное стекло Галле получило название Galle standart. Необычным изобретением Галле была техника «маркетри по стеклу» (фр. marqueterie de verre – набор стекла по стеклу), по аналогии с техникой, которая давно применялась для украшения мебели. На стенки сосуда в горячем виде накладывались кусочки стекла разного цвета. Еще одна техника, запатентованная Галле – это техника патинирования, когда пыль разного химического состава наносили на поверхность стекла между слоями, добиваясь таким образом необычных цветовых эффектов и утонченных градаций.

Старинное стекло Модерн, ваза с изображением цикламена мануфактура галле

Ваза с изображением цикламена. Мануфактура Галле. Конец 1890-х гг. Многослойное стекло, травление, техника «маркетри по стеклу». Государственный музей керамики и Усадьба Кусково.
Источник: Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX – начала XX века в собраниях музеев России. Москва: 2013.

Основная черта старинного стекла Эмиля Галле – высокое качество и виртуозность исполнения, каждое из его работ представляет собой произведения искусства. Есть также ряд деталей, которые помогают определить, является ли антикварное стекло Галле подлинным. К подобным деталям относится зашлифованное дно, на котором видны все многие слои цветного стекла. Безусловно, важную роль при атрибуции играет и сигнатура (подпись) Эмиля Галле. Он подписывал свои произведения в технике гравировки или травления, но сигнатура менялась как при жизни художника, так и после его смерти (серийное производство ваз Галле продолжало свою работу до 1930-х годов). В настоящее время правами на марку «Galle» владеет завод «Coman design», находящийся в Румынии. В маркировке этих предметов рядом с именем «Galle» есть слово «tip».

Старинное стекло МОДЕРН, эмиль галле ваза с изображением анемонов 1900

Ваза с изображением анемонов. Эмиль Галле, 1900 г. Многослойное стекло, техника «маркетри по стеклу», гравировка. Государственный Эрмитаж.
Источник: Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX – начала XX века в собраниях музеев России. Москва: 2013.

 

Последователи, искатели, экспериментаторы

Творчество Эмиля Галле породило много последователей, сформировав школу Нанси, которая стала ведущей для всей эпохи модерна. Первыми последователями Галле стали мастера завода в Мейзентале, с которым художник сотрудничал долгое время – Дезире Христиан и Эжен Кремер. Важное место в искусстве того периода заняла и фирма «Легра и Кᵒ». Характерной чертой стекла Легра было широкое применение, наряду с гравировкой и травлением, росписи эмалями и золотом, а также необычная яркость и разнообразие оттенков стеклянных масс. Одним из признанных лидеров художественного стеклоделия того времени стала фирма братьев Дом (Огюст Дом и Антонен Дом). Среди художественных приемов, применявшихся в их произведениях, стоит отметить следующие техники: техника цветной крошки, при которой на изделие в горячем виде наносилась крошка стекла разного цвета; техника пат-де-вер (фр. pâte-de-verre – стеклянная паста), в которой создавались детали для украшения многослойных ваз, а также широко используемая техника «мартеле» (фр. martelé – кованный), то есть имитация кованной фактуры на стекле.

Старинное стекло МОДЕРН, мануфактура братьев дом ваза с изображением анемонов 1910

Ваза с изображением анемонов. Мануфактура братьев Дом, 1910 г. Многослойное стекло, травление. ГМЗ Павловск.
Источник: Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX – начала XX века в собраниях музеев России. Москва: 2013

Влияние Эмиля Галле и школы Нанси было так велико, что не ограничивалось пределами Франции. Примерами может служить старинное стекло фирмы «Людвиг Мозер и сыновья» в Чехии, а также фирмы «Коста» в Швеции, в которых своеобразно преломились черты творчества Галле и идеи модерна. Исключением не стали и русские стекольные заводы, которые также откликнулись на новые тенденции в европейском искусстве.

 

Русское стекло Модерн

В конце 19 века Императорский стеклянный завод (ИСЗ) переживал не лучшие времена, и для снижения расходов был объединен с Императорским фарфоровым заводом. Тем не менее, ИСЗ по-прежнему оставался одним из крупнейших стекольных производств в России и производил предметы высокого класса. Вскоре после знаменитой Всемирной выставки 1889 года в Париже, где Эмиль Галле впервые продемонстрировал свои вазы из многослойного стекла, ИСЗ также начинает создавать такие произведения.

Старинное русское стекло, исз ваза 1897

Ваза. Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. 1897 г. Цветное стекло, техника кракле.
Источник: Т. А. Малинина. Императорский стеклянный завод. XVIII – начало XX века. Спб.: 2009.

Кроме того, на рубеже веков ИСЗ производил толстостенные вазы из цветного стекла, декорированные с использованием таких техник, как миллефиори (итал. millefiori – тысяча цветов) при которой много стеклянных трубочек разных цветов разрезались поперек и в виде тонких пластин вплавлялись в толщу сосуда, кракле (фр. craqueler – покрывать трещинами) – стекло с трещинками на поверхности, а также стекло с включением металлических блесток в массу.

Старинное русское стекло Модерн, ИСЗ по рисунку К. Красовского ваза с иозбражением змеи 1898

Ваза с изображением змеи в зарослях клевера. Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. По рисунку К. Красовского. 1897 г. Двухслойное стекло, резьба, гравировка.
Источник: Т. А. Малинина. Императорский стеклянный завод. XVIII – начало XX века. Спб.: 2009.

Большой вклад в воплощение стилевых тенденций модерна в русском стекле внес один из крупнейших мастеров ИСЗ И.И. Муринов. Его произведения – это, прежде всего, предметы из бесцветного хрусталя высокого качества, сочетающие монументальную форму, давно свойственную русскому стеклу, и изысканный гравированный орнамент, созвучный новому стилю. Именно свободное обращение с орнаментальными формами позволяет нам поместить эти произведения в русло модерна. Еще одним выдающимся художником, работавшим на ИСЗ на рубеже веков, был К.Н. Красовский. Он специализировался на изображении цветов, фруктов, орнаментов и насекомых, и именно ему принадлежат рисунки первых ваз из многослойного стекла, выполненных на ИСЗ. Среди художников ИСЗ, создававших проекты ваз из многослойного стекла, также играли немаловажную роль С.Р. Романова и Г.Д. Зимина. С.Р. Романову удавались изображения животных – мышей, уток, лягушек и других. Среди произведений Г.Д. Зимина особенно выделяются вазы с изображениями лирических пейзажей, для которых использовалась сложная техника межслойной росписи иридием, передающая неброскую красоту русской природы. Высоко ценились произведения из многослойного стекла П.И. Красновского, который был хорошо знаком с творчеством французских стеклоделов, что не могло не сказаться на его творчестве. В 1910-е годы в произведениях ИСЗ все больше используется травление кислотой, тогда как до этого для обработки многослойного стекла использовалась в основном резьба.

Старинное русское стекло Модерн, ИСЗ по рисунку П. Красновского ваза лилии 1902

Ваза «Лилии». Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. По рисунку П. Красновского. 1897 г. Многослойное стекло, резьба.
Источник: Т. А. Малинина. Императорский стеклянный завод. XVIII – начало XX века. Спб.: 2009.

Среди частных заводов России на рубеже веков лидирующее место занимал Гусевский хрустальный завод. Наряду с бытовыми массовыми работами здесь производилось и уникальное авторское стекло. Гусевский хрустальный завод использовал в своих произведениях все лучшие передовые достижения европейского стеклоделия эпохи модерна, однако, в их интерпретации явно видны национальные черты. Вазы из многослойного стекла украшались не только изображениями цветов, типичными для модерна, но и многочисленными вариантами пейзажей. Антикварное стекло в стиле модерн Гусевского завода отличается лаконичностью формы, сдержанным колоритом, что, в совокупности с блестящим качеством исполнения, ставит его в один ряд с лучшими образцами русского и европейского стекла того времени.

Старинное русское стекло модерн, Гусевская хрустальная фабрика рисунок И. Шпинара Ваза с изображением лилий 1914 - 1917

Ваза с изображением лилий. Гусевская хрустальная фабрика. По рисунку И. Шпинара. 1914 – 1917 гг. Многослойное стекло, травление.
Источник: Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX – начала XX века в собраниях музеев России. Москва: 2013.

Говоря о русском антикварном стекле, нужно добавить, что оно как правило (за редким исключением) не имеет сигнатуры мастера, а имеет только марку завода. Если стекло ИСЗ всегда маркировалось, то материал Гусевского завода имеет марку далеко не всегда, что, конечно же, затрудняет его атрибуцию.

Эпоха модерна отмечается всплеском интереса к художественному стеклу по всем странам. Именно в стекле модерна удалось соединить передовые технологии и красоту природы, серийное производство и высокие эстетические идеалы. Старинные стеклянные предметы в стиле модерн стали одной из вершин развития художественного стеклоделия и неизменно продолжают вызывать интерес ученых и коллекционеров.

Использованная литература:

1. Т. А. Малинина. Императорский стеклянный завод. XVIII – начало XX века. Спб.: 2009.

2. Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX – начала XX века в собраниях музеев России. Москва: 2013.

СТАРИННОЕ СТЕКЛО В НАШЕМ САЛОНЕ АНТИКВАРИАТА

В нашем антикварном салоне представлена большая коллекция старинных стеклянных предметов в стиле Модерн. Каждый представленный предмет старины станет прекрасным изысканным дорогим подарком, обогатит личную коллекцию, украсит интерьер. Цена таких предметов неуклонно увеличивается со временем, а появление таких предметов на антикварном рынке вызывает большой интерес у коллекционеров и любителей старины.

Мы можем подобрать антикварные стеклянные предметы для Вас. Заполните предложенную ниже форму и наши консультанты свяжутся с Вами. Мы готовы оказать консультации и помочь в выборе настоящего достойного предмета старины.

 

Наша КОЛЛЕКЦИЯ СТАРИННОГО СТЕКЛА>>>>>

Наша коллекция АНТИКВАРИАТА В СТИЛЕ МОДЕРН>>>>

СТЕКЛО МУРАНО. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ.

                                                                                                                                                                       Витражи,Стекло. Луис Комфорт Тиффани.

                                                                                                                                         


Свяжитесь с нами