Перейти в Каталог СЕРЕБРО >>>>
Вернуться в Каталог клейм русского серебра>>>>
Мастера Великого Устюга, несмотря на не самое выгодно географическое положение города, одними из первых начали изготавливать серебряные изделия, которые вскоре были признаны одними из лучших. Именно устюжанам принадлежит и изобретение знаменитого чернёного серебра, которого многие называют “Северной чернью”. Такими украшениями восхищались императрицы Российской империи Екатерина и Елизавета. Кстати, по их заказу мастера Великого Устюга не раз изготавливали ювелирные украшения и посуду для императорских дворцов и замков.
Клейма Великого Устюга
Клеймо Великого Устюга №1
Самое раннее клеймо на серебре – фигура сидящего водолея (речного бога), использовалась с 1755 по 1767 г. С 1768 по 1782 г. на нем изображался двуглавый орёл под одной короной, со скипетром и державой в лапах, буквы под ними “В” “У” (Великий Устюг). С 1783 по 1896 г. клеймо с изображением герба в виде фигуры стоящего водолея в костюме XVIII века, чередуется с клеймом с фигурой сидящего водолея.
Клеймо Великого Устюга №2
На всех изделиях также ставились пробирные знаки.
Клеймо на серебре Оконишникова Михаила Гавриловича. Первый пробирных дел мастер города Великий Устюг. 1755 -1775 гг.
Знак Торлова Алексея Ивановича. Обучался пробирному делу в Москве, после чего вернулся в Великий Устюг. 1768 – 1809 гг.
Знак на серебре Жилина Александра Ивановича. Сын Ивана Петровича Жилина (см. ниже). Мастер золотого, серебряного, чернового дела. В 1824 году был избран старшинским товарищем, в 1836 г. “ремесленным головою”. Один из самых видных мастеров своего времени. Изготавливал ложки, вилки, стаканы, табакерки, лампады.
Клеймо Жилина Ивана Петровича. Мастер серебряного и чернового дела. Первый ремесленный глава в реорганизованном серебряном цехе в 1790 г. Один из лучших мастеров своего времени.
Клеймо Островских Ивана Александровича. Мастер серебряного и чернового дела. Изготавливал старинные серебряные изделия России с 1791 по 1828 гг.
Клеймо Кошков Михаила Ивановича. Мастер серебряного и чернового дела. Был учеником Александра Жилина (см. выше). Изготавливал табакерки, вилки, ложки.
Клеймо на серебре Чиркова Михаила Павловича. Мастер серебряного и чернового дела. Ученик Михаила Кошкова (см. выше). Был последним хранителем традиций мастеров в Великом Устюге. Занимался изготовлением запонок, браслетов, кулонов.
Клеймо Афанасия и Степана Поповых. Фабрика Афанасия Степана Поповых – первая мануфактура черневых и финифтяных изделий в Великом Устюге. Основана в 1761 г., но сгорела в 1776 г. Как такового знака России фабрика не имела, но имелись резные знаки.
Стоит отметить, что обозначать пробу серебра в России начали лишь в XX веке.