ИСТОРИЯ ФАРФОРА ИФЗ, Каталог клейм
ИФЗ Александровская эпоха 1801 -1825
Эпоха Николая II 1894-1917
Продолжение
Николай II не слишком интересовался фарфором, пока в 1900 году не потребовалось его вмешательства из-за последнего места ИФЗ на Всемирной выставке в Париже. Директора завода Д.Н. Гурьева уволили, а опекать предприятие взялась императрица Александра Фёдоровна.
8.1. Вензель Николая II
Императрица неоднократно бывала на заводе, где давала указания художникам. Под её патронажем проводились ежегодные конкурсы рисунка, победители которого удостаивались чести поместить своё творение на изделия Императорского завода. Первое время приоритет оставался за зарубежными рисовальщиками, однако позже к работе стали шире привлекать выпускников Центрального училища технического рисования, а в середине 1900-х в работу живописной палаты активно включились художники объединения «Мир искусства» К. Сомов, Е. Лансере и другие.
Влюблённые Константин Сомов
Вершиной творчества мастеров фарфора ИФЗ этого периода стали замечательные сервизы «Александринский» и «Царскосельский», созданные по заказу императрицы.
Ваза И.М. Назаров 1908
По заказу самого Николая была выпущена серия тарелок с изображениями военных в форме времён Александра III. Была продолжена начатая при Екатерине II серия «Народы Российской империи».
Народы Российской Империи
Предметы Царскосельского сервиза 1906 год
Огромное внимание было уделено технической стороне. Современные горны, электрические станки и машины вывели предприятие на новую технологическую высоту. Фарфор, изготовленный из первоклассного теста и выдержанный 10 лет в погребах, славился высочайшим качеством. В одном из цехов была построена установка для отливки ваз больших размеров, вторая в мире после севрской.
Клейма этого периода традиционны – императорская монограмма под короной, внизу – год производства. Подглазурные зелёные марки оттискивались по трафарету, надглазурные золотые – от руки.
С началом первой мировой войны изготовление художественного фарфора на ИФЗ было урезано до минимума – производственные мощности переключились на оборонные нужды. Изделия, производство которых продолжалось, продавались на благотворительных аукционах, вырученные от продажи средства шли госпиталям.
После отречения Николая II завод продолжал работу, революционная агитация не затронула его рабочих, поскольку уровень их жизни был весьма высоким.
Клейма Временного правительства
Марки этого периода вновь содержат изображения двуглавого орла, также указан год изготовления. Таким образом, клейма русского фарфора ИФЗ до 1917 года включали три основных элемента – орёл, корона, вензель. В 1918 году Императорский фарфоровый завод был национализирован, и началась новая страница его истории – советская.