ИСТОРИЯ ФАРФОРА ИФЗ, Каталог клейм
ИФЗ Александровская эпоха 1801 -1825
ИФЗ 1825 -1894 года
Продолжение
При Николае I (1825-1855) для выделки фарфора впервые начинает применяться французская и английская глина. Изделия достигают высшей степени технического совершенства, а живопись на фарфоре становится виртуозной. Мастера копировали шедевры Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля и других корифеев, расписывали изделия пейзажами и сценами битв. Богатство палитры и совершенство исполнения росписей удостаиваются высшей оценки в Европе, завод получает медали и дипломы международных выставок в Лондоне, Париже и Вене. Предметом всеобщего восхищения стали выдающиеся сервизы этого времени – «Золотой», «Гербовый», «Бабьегонский».
5.3. Ваза из «Золотого сервиза»
5.4. Предметы «Бабьегонского» сервиза
5.5. Сервиз «Готический» 1832 год
В 1844 году при заводе к его 100-летию открылся музей фарфора, экспонатами которого стали предметы из дворцовых кладовых. Все императорские и великокняжеские резиденции получают собственные сервизы, самые известные из которых – изготовленные в «русском» стиле сервизы Большого Кремлёвского дворца и Великого князя Константина Николаевича. На заводе появляются гончарный цех и бронзовая мастерская, в которой вазы оправлялись в бронзу.
5.6. Предметы сервиза Великого князя Константина Николаевича 1848 г.
5.7. Тарелка сервиза Большого Кремлёвского дворца
5.8. Сервиз Великого князя Александра Николаевича
Николаевские клейма, как и александровские, представляли собой вензель с короной над ним. Подглазурные марки оттискивались по трафарету, надглазурные наносились от руки. На некоторых изделиях этого периода встречаются подписи мастера.
5.9. Клейма Николая I
Александр II (1855-1881) фарфором совершенно не интересовался, и каталоги фарфора его эпохи сравнительно бедны. Дворцовые заказы ограничивались праздничными подарками и пополнением сервизов. Изделия становятся меньше по размерам, росписи значительно упростились. Формы были разнообразны, но в основном имитировали европейские и восточные образцы. Завод полностью перешёл на привозное сырьё – начиная от глины и заканчивая глазурью и красками. Из-за убыточности ИФЗ одно время даже хотели закрыть.
6.1. Кофейный сервиз «Рыбак», конец 1850-х
6.2. Клеймо Александра II
Клейма времён Александра II более разнообразны по сравнению с предыдущими царствованиями. Подглазурные марки наносились по трафарету хромовой краской (тёмно-зелёная), под вензелем иногда ставились три точки и год производства. В конце периода встречаются надглазурные марки голубого цвета, вензель на них обрамлён венком или окружён точками и волнистыми линиями. Такие клейма ставились также на лиможский фарфор, расписанный на ИФЗ. Иногда встречаются подписи мастеров – В. Шмакова и М. Лукина.
6.3. Клейма Александра II
6.4. Личные подписи мастеров
Вскоре после воцарения Александра III (1881-1894) его супруга Мария Фёдоровна указала на безвкусицу представленных ко двору новинок ИФЗ в сравнении с образцами старинного фарфора России, и монарх энергично взялся за исправление ситуации. Он приказал создать заводу наилучшие условия для работы. Заводские мастера были отправлены на лучшие фарфоровые предприятия Европы для ознакомления с передовыми технологиями. В течение 80-х годов на ИФЗ установили новейшие машины и горны из Севра, Лиможа, Мейсена и Берлина. Вскоре техническое оснащение завода вернулось на уровень лучших европейских образцов. Россия вновь стала получать награды на международных выставках.
По указу императора, все изделия исполнялись в двух экземплярах, один из которых передавался в заводской музей.
Главным шедевром этой эпохи стал Рафаэлевский сервиз, который был заказан Александром III в 1883 году и изготовлялся в течение 20 лет. Сервиз рассчитан на 50 персон, роспись его основана на сюжетах Рафаэлевских лоджий в Ватикане, скопированных ещё при Екатерине II. «Рафаэлевский» считается самым значительным парадным ансамблем конца XIX столетия, появление любого предмета сервиза на аукционах антикварного фарфора России становится сенсацией.
7.1. Часть Рафаэлевского сервиза, Эрмитаж
7.2. Тарелка из Рафаэлевского сервиза
На клеймах Александра III вензель исполнен славянской вязью, под ним часто указывается год производства. Подглазурные зелёные марки ставились по трафарету, надглазурные золотые – от руки.
7.3. Образцы клейм Александра III
продолжение Фарфор ИФЗ Эпоха Николая II (1894-1917)