КАТАЛОГ

Теги


ФРАНЦИЯ

Стиль регентства - заполнил собой культурный промежуток между стилем Людовика XIV и Людовика XV, иными словами, это был переходный этап от традиционного барокко к рококо. Стиль получил свое название, поскольку пришелся на время регентства Филлипа Орлеанского при молодом короле Людовике XV.
В основном, каких-то характерных особенностей, присущих именно стилю регентства, нет. Мебель этой эпохи можно причислить, как и к отходящему барокко, так и к зарождающемуся рококо.
Стиль регентства пронизан утонченностью и интимностью, "большой стиль" планомерно оставляет свои позиции. Мебель настроена на интимную атмосферу и "галантные празднества". Мебель играет второстепенную роль, будучи подчиненной развитому убранству стен и потолков.  Стиль регентства в первую очередь отличался по характеру декорирования изделий. Форма мебели стала несколько более свободной, а формы - динамичнее. Уже известными ранее мотивами для орнаментов регентства были те же гротески, ленты и прихотливые завитки, но регентство вносит новшества в современную орнаментику: появляются восточные мотивы китайская пагода, зонтик, веер, стилизованный пальмовый лист. Раковина, известная нам ранее, теперь приобретает самые изощренные формы, тяготеющие к рококо.  Во времена регентства мебельщики обращают больше внимания на экзотические породы дерева.Особенно эффектно выглядели предметы, отделанные черной полированной фанеровкой и бронзовыми накладками. Решения консолей и замысловатые силуэты являются порождением необузданной фантазии. Кровать, хоть теперь и "полубалдахинная", все еще прочно играет важную роль в обстановке.  Стулья и кресла претерпевают небольшие изменения. Особенно своеобразны по художественным решениям - ножки стульев, кресел и столов. Их ножки причудливо выполнены. Гнутые или точеные в виде балясин. Они обычно обильно украшаются масками, стилизованными листьями или женскими головами. Проножки так же приобретают замысловатые формы. Любимой мебельной формой становится комод, что, в принципе, понятно. Можно только представить себе изящный по линиям, с нарядной резьбой, комод с тремя выдвижными ящиками, стоящий на нескольких изысканных тонких высоких ножках, и сразу хочется запереть в нем что-нибудь важное и сокровенное.
В формах мебели для сидения по-прежнему доминирует представительное кресло. Общие формы претерпевают изменение в эпоху регентства. Прямоугольные линии сменяются округлыми, входит в обиход появившийся в древности но забытый "шезлонг" - то есть длинный стул. В обиходе появляются каминные экраны. Это была не только важная, но и функциональная часть интерьера, которая отличалась большим разнообразием интерьеров.
В эпоху регентства барочный стиль приобретал изменения. Они происходили весьма плавно, приближаясь к более утонченному и замысловатому. Орнаменты барокко - волюты, листы аканта, ленточное переплетение - становятся легкими и воздушными. Поверхности обильно членятся рамками с закругленными углами, осваивается техника украшения ромбовидным орнаментом. Со времен регентства каждый дворянин тоже мог обставлять свой дом или виллу современной мебелью в соответствии с модными течениями.

АНГЛИЯ

 Английский ампир условно носит название «стиль Регентства», то есть стиль первых двадцатилет века, когда страной фактически правил принц Уэльский (официально как принц-регент — в 1811—1820, а как король Георг IV — в 1820-1830). Торжественная, статичная, археологически достоверная, разве что не такая воинственная, как во Франции, стилистика ампира отразилась в проектах декоратора-любителя и коллекционера антиков Томаса Хоупа (1769-1831). В его альбоме «Household Furniture and Interior Decoration» («Домашняя мебель и внутреннее убранство») 1807 года содержится набор ампирных греко-римско-египетских типов и атрибутов: сфинксы, грифоны, секретеры в виде надгробий, стулья-клисмосы (с саблевидными ножками), курульные кресла, кровати на пьедесталах и т.д. Однако большая часть производимой тогда в Англии мебели отражает более тонкую и спокойную, а иногда даже оригинально-фантазийную интерпретацию греческих и римских мотивов. Эти вещи могли быть покрыты чёрным лаком, позолотой, расписными панелями, но могли и сохранять фактуру дерева открытой; в них присутствуют курватуры — в ножках, в опорах подлокотников; особенно популярны «древнегреческие» саблевидные ножки. У кресел пропорции близки к кубическим, сиденья расширены в угоду широким сюртукам, введённым в моду Красавчиком Браммелом, знаменитым и непревзойдённым денди, любимцем высшего света и принца Георга. Можно сказать, что эгоистичный, но одновременно трезво-саркастический дендистский взгляд на мир уберегал англичан от пафосности и чрезмерности наполеоновских декоративных спектаклей.

К концу периода стиль Регентства утяжеляется и упрощается. На смену строгому классицизму приходит бидермайер, а с ним и «возрождённые стили». Влияние французской моды с её волнами повторения «Людовиков» ощущалось, но Англии и самой было что возрождать - непременную готику, ренессанс (то есть стиль Тюдор, или Елизаветинский), а также наследие «золотого мебельного века» — стиль королевы Анны, Чиппендейл, Хэпплуайт и Шератон. Готика из моды и не выходила — в 1808 году в сборнике «A Collection of Designs for Household Furniture» («Коллекция проектов домашней мебели») Джордж Смит предлагает не только неоклассические, но и неоготические проекты. Главной фигурой готического возрождения 1830-1840-х годов был архитектор Аугустус Уэлби Пьюджн (1812-1852), автор здания парламента, но также вышедшего в 1835 году сборника «Gothic Furniture in the Stile of the Fifteenth Century» («Готическая мебель в стиле пятнадцатого века») с проектами ясной и тектоничной мебели, изготовлявшейся исключительно из дуба и раскрашивавшейся. 

Вернуться>>>


Свяжитесь с нами

Яндекс.Метрика