КАТАЛОГ


Примеры неудачных реставрационных работ.

Благодаря кропотливой и деликатной работе реставраторов, до нас дошло много образцов древнего искусства. Люди со всех уголков земли могут познакомиться с укладом жизни того времени. Казалось бы, в 21-ом веке мастерство технологий выросло до необычайно высокого уровня, информацию можно найти в любом открытом источнике. Но даже сейчас мы сталкиваемся с халатной работой, возможно руководство решило сэкономить или сыграл злую шутку излишний энтузиазм неквалифицированных мастеров. Тем не менее, мы хотим представить вам известные образцы «неудачной» реставрации, которые вызывают одновременно и смех и слезы : «Не было бы так смешно, если бы это не было так грустно».  Итак, начнем!

1)Одним из самых нашумевших примеров является так называемый «Пушистый Иисус».

В небольшом испанском городе Борха в Арагоне в 2012 году произошел «фурор». В церкви Милосердия Господня происходила реставрация фрески Ecce Homo (Се человек), художника Э.Г.Мартиноса 19-20 век. Полная энтузиазма прихожанка убедила священника, что у нее большой талант живописца, и что она сможет вернуть фреске первоначальный вид. Результат стал известен во всем мире. Работа получила название «Пушистый Иисус», или Ecce Mono (Се Обезьяна). К сожалению, фреска полностью утратила какую либо схожесть с первоначальным видом, и отзывы насчет этой реставрации разнятся. Кто-то негодует, что до произведения искусства допустили человека несведущего в ремесле художника и реставратора, а кто-то в восторге от работы автора, называя ее гением примитивизма.

2) В нашей столице тоже не обошлось без рукастых мастеров. В центре Москвы есть здание, которое спроектировал известный архитектор Ф.Шехтель. Фасады дома украшены тремя масками бога Меркурия. К 2015 году одна из масок пришла в аварийное состояние, ее было решено отреставрировать. Каково было удивление жителей города, когда вместо прекрасного бога из древнеримской мифологии, с фасада здания выглядывало нечто неописуемое. Вопрос даже не к тому, насколько воссоздание было похоже на первоначальный образ, а были ли навыки скульптуры у мастера и знал ли он что такое анатомия.

3) В Санкт-Петербурге власти решили сэкономить на реставрации и материалах, призвав к восстановлению лепнин в Петроградском районе обычных рабочих, которые восполняли утраты декоративных элементов с помощью монтажной пены и цемента. Первое время, рабочие отрицали причастность к восполнению утрат, оправдываясь тем, что только замазывали трещины. Спустя какое-то время один из ремонтников все же признался в том, что элементы лепнины они действительно сделали из пены.

— Вы их делали из чего, из строительной пены?

— Ну там основа есть, да, форма придается пеной, а сверху цементом.

— А изначально из чего он были сделаны?

— Понятия не имею, из лепнины, наверное.

Также, поразила реставрация питерского доходного дома в стиле модерн, украшенного барельефом с женскими фигурами. Лицо одной из нимф довольно странно преобразилось, за что ее (по непонятным причинам) прозвали «степной бабой». При повторной реставрации здания в 2015 году, этот курьезный нюанс никак не устранили, и вероятно, так бы и не обратили на него внимания, если бы не активисты, которые указали на эту маленькую оплошность.

4) И еще раз вернемся к реставрационным работам в Испании. На этот раз история произошла в церкви в  городке Эстелла. В одной из ниш храма находилась резная статуя святого Георгия Победоносца, которой насчитывается уже более 500 лет. Памятник был в довольно хорошем состоянии, только красочное покрытие потемнело и покрылось пылью. И снова люди полные веры в собственные силы взялись за восстановление предмета. Местный священник заручился поддержкой у учителя по живописи и в 2018 году началась реставрация, в процессе которой статую решено было не только расчистить, но и перекрасить. В итоге, вместо первоначального облика, из ниши выглядывает персонаж мультипликационной анимации. Ужасает то, что старый красочный слой может быть навсегда утерян из-за подобных дилетантских работ.

5)Всем известна работа кисти Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», но не всем известно, что проводилась реставрация произведения. Данная ситуация очень спорная, нельзя сказать, что картину испортили, но было также много противоречивых отзывов. Два ведущих эксперта в области живописи считают, что была проведена некачественная реставрация, не было проведено необходимых тестов, которые бы показали, что используются слишком сильные растворители. В итоге, изображение стало в разы светлее, что искажает авторскую манеру мастера. Но тут, к сожалению, имеет место быть разница взглядов реставрационных школ. Многие критикуют Британские реставрационные мастерские за то что они снимают слишком много лака и верхнего слоя краски с живописи, однако, британцы придерживаются мнения, что их работа позволяет увидеть краски такими, какими их первоначально написали, так как со временем пигменты темнеют.

6) Также на мировом уровне известна скандальная история с реставрацией древнеримских мозаик в Турции. В 2015 году было проведено восстановление, непонятно какие «специалисты» выполняли столь ответственную работу, как минимум десять мозаик были испорчены. Неправильный подбор цвета и плиток полностью исказили работу древних мастеров.

 

К сожалению, это только малая часть изуродованных памятников искусства, мы собрали наиболее известные печальные истории.

И немного юмора из соцсетей, чтобы скрасить грусть:


Свяжитесь с нами