Каслинское литье – один из видов исконно русского промысла. Удивительные по фактуре чугунные художественные предметы являются объектом охоты коллекционеров и антикваров. Появлению легендарного искусства поспособствовало удачное расположение основных литейных мощностей – в районе г. Касли Челябинской области.
Ценный антиквариат, несмотря на то, что изготавливался он из чугунного сплава, обладает легкостью и ажурностью. И в то же время литейные предметы несут ощущение стальной твердости и долговечности. Популярность произведения искусства от уральских мастеров приобрели в странах Азии и Европы, широкое признание каслинское литье получило в 18 веке.
Мастера-литейщики за производством каслинского литья
Старинное направление в антикварное литье, работы, вышедшие из-под рук мастеров с Урала, смогли прославить талант русских мастеров всех стран. Каслинское литье не просто восхищает, а дает повод к глубоким, философским размышлениям и созерцательному отдыху.
Многие образцы антикварного литья от Каслино на следующих снимках:
Скульптура «Россия», центральная фигура старинного дворца-павильона в стиле древней Византии, 1896 г. (Н.А. Лаверецкий)
Антикварный павильон, который произвел фурор на выставке в Париже, 1990 г. (Н.А. Лаверецкий)
«Семейство легавых собак», каслинское литье 1902 г. (П.Ж. Мен)
«Памятник императору Николаю I», антиквариат 1894 г. (П.К. Клодт)
«Собаки на стойке», старинное литье 1914 г. (П.Ж. Мен)
«Конь с попоной», антикварное произведение 1915 г. (П.К. Клодт)
«Старуха с прялкой», каслинское литье 1913 г. (В.Ф. Торокин)
История каслинского литья начинается с 1747 г., с появления на Южном Урале первого чугуноплавильного железоделательного заводского предприятия. Основателем завода стал купец из Тулы Яков Коробков. Прозорливый фабрикант с умом выбрал место для промышленности – Челябинская область отличалась богатейшими запасами чугуна, древесины и первосортного формовочного песка, используемого в производстве.
Большой вклад в развитие антикварного промысла приложил следующий собственник предприятия – удачливый купец I гильдии Лев Расторгуев. Под его руководством каслинское литье получило всемирную известность. Владелец и его приемники в целях расширения технологий привлекали на работу талантливых скульптороведов, архитекторов, чеканщиков и художников.
Промышленник и меценат Лев Расторгуев, внесший большой вклад в развитие каслинского литья
Отдельно стоит выделить выпускников Санкт-Петербургской академической школы искусств: скульптора Николая Романовича Баха и медальера Михаила Денисовича Канаева. Усилиями этих гениальных мастеров впоследствии при заводе была создана художественная школа, где и сейчас поддерживается антикварный дух ремесла и происходит обучение современных профессионалов.
Время процветания каслинского литья пришлось на долю чугунного производства в 1861-1890 г.г. Произведения мастеров успешно участвовали как в зарубежных (Лондон, Милан, Париж, Вена), так и в отечественных (Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург) конкурсах. Итогом стало получение первого Гран-при – высшего ордена Вольного Экономического сообщества промышленников.
Для каслинского литья большое значение имела мировая французская выставка, прошедшая в Париже 1900 года. Специально для нее ведущие мастера-литейщики создали ажурный павильон в модном византийском стиле. Разработчиком проекта явился российский архитектор Евгений Евгеньевич Баумгартен. Главным предметом дворца стала скульптура, символизирующая Россию – работа талантливого скульптора Николая Акимовича Лаверецкого.
Русский архитектор-скульптор Лаверецкий Н.А., автор многих работ по технике каслинского литья
Чугунный ажурный дворец получил наивысшую награду конкурса – Гран-при и был впоследствии признан ЮНЕСКО мировым шедевром.
В период расцвета антикварное каслинское литье отмечалось наивысшими и престижными знаками отличия:
Участие и победа уральских промышленников на Общероссийском конкурсе в 1897 г. дало право мастерам ставить на своих произведениях государственное российское клеймо с изображением двуглавого орла.
Старинное каслинское клеймо с оттиском двуглавого орла
К сожалению, для Российской Империи наступили мрачные военные времена (Первая Мировая и Гражданская) и Октябрьского революционного переворота. Потрясения в экономике и финансовом положении пагубно сказались на развитии литейного промысла, старинное мастерство стало исчезать. А Вторая Мировая война практически полностью разрушила знаменитое каслинское литье.
Каслинским мастерам после всех потрясений пришлось буквально по крупицам, восстанавливать практически забытое мастерство и заново собирать утраченную коллекцию, куда входил легендарный антиквариат каслинского литья. Работы по восстановлению начались только в 1957 г. Возглавил процесс советский скульптор, сын знаменитого литейщика Семен Михайлович Гилев.
Старинный промысел был успешно реанимирован. Работы по восстановлению заняли долгих 9 месяцев. А в начале мая 1958 г. в Екатеринбурге уже состоялось первое открытие нового павильона. Это был символ победы, каслинское литье и антикварное старинное искусство смогло возродиться вновь.
Мастера, работающие на каслинском производстве во времена Союза, расширяли сюжетные линии предметов. В советское время массовое увлечение физкультурой способствовало появлению новой темы для художественных произведений. Спортивной тематике была посвящена новая коллекция каслинского литья от скульптора В.А. Говорухина.
Не меньшим спросом пользовалось каслинское литье, посвященное русскому балету. Созданная в начале 40-ых годов отливка ленинградского архитектора Е.А. Янсон-Манизер о балете продолжительное время успешно тиражировалась в произведениях мастеров из Каслино. Эти предметы пользовались большим спросом у покупателей, уставших от официальных изображений советских лидеров. Успех у граждан СССР имели и коллекции каслинского литья, созданные по мотивам обычной, бытовой жизни человека из Союза.
Индивидуализм в предметах от мастеров-литейщиков сформировался в лучший период расцвета завода. Эксперты, анализируя каслинское литье, выделяют следующие отличительные его признаки:
При создании каслинского литья мастера использовали специфическую, авторскую разработку краски для покрытия. В среде экспертов она известна, как «голландская сажа».
Образцы старинного каслинского литья
Старинный промысел берет начало с 19 века, со времени расцвета чугунолитейной промышленности. Большой вклад в создание техники каслинского литья внесли талантливые скульпторы, модельщики и чеканщики:
Образцы каслинского литья можно увидеть в Изобразительном музее г.Екатеринбурга. Там выставлено старинное, антикварное и более современное искусство мастеров-литейщиков. Также стоит посетить и выставки чугунного творчества, находящиеся при самом заводе, там же можно каслинское литье купить и пополнить свою коллекцию.
Современные литейщики из Каслино сохраняют традиции предков. Но истинных профессионалов, можно «пересчитать по пальцам». Чтобы хоть немного приблизиться к мастерству легендарных умельцев, современные мастера каслинского литья учатся около 15-20 лет. Тем немногим профессионалам, которым покорилось старинное литье, разрешается ставить собственные клейма на предметы.
Современные печати российских мастеров каслинского литья
Клеймить художественное чугунное литье стали после 1850 года. Экспертами не установлен более старинное произведение искусства с настоящим клеймом. Выявлено несколько видов промышленных печатей каслинского литья, разнящихся по времени создания шедевра.
Антикварное каслинское клеймо имеет собственные особенности: имеющийся базовый (основной) знак отличия с наименованием родного заводского предприятия.
Клеймили каслинское литье на обратной стороне формы-подставки. Оно обрамлялось рамкой по типу прямоугольника и включало в себя:
В каслинский знак отличия в разный временной период также включали и изображение медалей, оттиск российского двуглавого орла, нумерацию предмета согласно прейскуранту и эмблему завода. На самой подставочной форме с лицевой стороны каслинского литья могло наноситься клеймо с факсимиле автора, выполненной на латыни либо кириллице. В редких случаях на антикварную печать ставили год создания предмета.
Старинные клейма каслинского литья
На самом раннем этапе старинное клеймо носило функции показателей качества каслинского литья и принадлежности определенному мастеру. Но в дальнейшем, в процессе времени и получении широкой известности главной ролью клейма стало подтверждение принадлежности модели уникальной технике.
После революции (1922-1928 г.г.) на заводе Каслино была выпущена малотиражная серия каслинского литья с революционной подоплекой: бюсты революционеров, кабинетная скульптура и разные предметы бытового интерьера. На таких предметах привычное клеймо отсутствовало. Вместо заявленных стандартов такие модели клеймили несколькими пятиконечными звездочками.
Печать каслинского литья 1938 года
В клейма сороковых годов на антикварных предметах стали включать надпись: «Made in the Soviet Union». А начиная с 50-го года прошлого столетия, в клейма включался индивидуальный код формовщика. С 1970-ых годов привычная прямоугольная рамка постепенно приобрела трапециевидную форму. До 1985 г. в клеймо дополнительно ставили знак качества СССР.
Клейма времен СССР
Для современных антикваров наличие клейм – верный метод идентификации настоящего литья от Каслино. Зная историю клейм, безошибочно можно определить время изготовления изделия и понять, действительно ли предмет антикварный.
Старинное каслинское литье несет большой интерес для опытных антикваров и коллекционеров. К сожалению, новички в этой сфере плохо ориентируются в чугунных предметах от Каслино. Ценность антиквариат представляет во всех произведениях, вышедших из-под рук каслинских умельцев. Это могут быть:
Уникальным становится факт, что ценное в коллекционировании и антиквариате старинное каслинское литье выполнено не из драгоценных металлов, а из обыкновенного ковкого чугуна. Из-за высокой цены каслинский антиквариат часто пытаются подделывать. Но такое мошенничество оканчивается крахом – подражатели, не владея старинной техникой, не могут приблизить фальшивку даже отдаленно к оригиналу.
Самые дорогие произведения каслинского литья можно увидеть на следующих фото:
«Гном с ребенком», каслинское литье 1908 г. Клейма: «КАС.З», «Тепляковъ»
«Гном с чугунком», антиквариат 1908 г. Клейма: «М.ТАРОКИНЪ», «КАС.З.1908»
Канделябры «Флора» старинное литье 1902 г. Клейма: «Тепляковъ», «КАС.З 1902»
«Конногвардеец» антиквариат 1914 г. Клейма: «О.САМОЙЛИНЪ», «КАС.3 1914»
«Бюст А.С. Пушкина», каслинское литье 1951 г. Клеймо: «КМЗ КУСА 1951»
Россиянам стоит знать и помнить традиции своих предков. И поддерживать развитие промысловых ремесел. Настоящее каслинское литье, цена за антикварные предметы, по оценкам специалистов, может доходить до 1 500 000 рублей, является объектом повышенного спроса у коллекционеров и антикваров. Эти старинные образцы пользуются большой популярностью среди ценителей: все они оригинальны, несут в себе специфический дух старого времени и обладают неповторимой технологией.