Наша коллекция АНТИКВАРНОЙ СКУЛЬПТУРЫ>>>>>
НАША КОЛЛЕКЦИЯ АНТИКВАРИАТА АРТ ДЕКО>>>>
Причина востребованности кабинетной скульптуры ар-деко - это мода на неё, зародившаяся в 70-е гг. ХХ в. и переживающая новую волну. Эти произведения по сей день воспринимаются, как воплощение передовой дизайнерской мысли, органично вписываясь в оформление современных домов. Будучи тесно связанной с предметной обстановкой, кабинетная скульптура задает настроение всему интерьеру. А предметы в стиле ар-деко заряжены жизнеутверждающим настроением неги и роскоши, возникшим на Западе после Первой мировой войны.
Этот стиль существенно повысил статус кабинетной скульптуры. Французские и немецкие мастера малой пластики 20-х — 30-х гг. не входили в единое сообщество, и стилевое движение ар-деко находилось под влиянием различных источников. В числе основных – неоклассицизм. Чертами преемственности ар-деко также был связан с модерном.
Любовь этого стиля и современных ему направлений в искусстве - футуризма и конструктивизма - к геометрическим линиям, к передаче стремительного движения, скорости, была связана с новейшими достижениями техники, появлением машин и аэропланов.
Тематику произведений кабинетной скульптуры разнообразил спорт: в числе источников ар-деко оказались, не в последнюю очередь, атлетичные формы спортсменок и их короткие стрижки.
Для него характерно использование ценных материалов, таких, как бронза (отливки из неё полировались, прочеканивались и покрывались декоративной патиной), золото, слоновая кость. Но мастера кабинетной пластики ар-деко обращались в своём творчестве и к менее дорогим материалам – таким, как сталь, алюминий, перламутр, эмаль, лак, поскольку для ар-деко роскошь — не только дороговизна, но и визуальное богатство. Ар-деко любил сопоставлять сверкающую и гладкую металлическую поверхность с фактурой редких пород камня, для впечатления зрительного контраста темное дерево инкрустировалось перламутром и латунью. Часто в одном предмете сочетались различные поделочные породы для достижения большего декоративного эффекта.
При промышленном производстве кабинетной скульптуры ар-деко в первой трети XX века применялись заменители бронзы: регул и шпиатр (цинковые сплавы).
К относительно недорогим материалам ар-деко относятся также стекло, кракелированная керамика (глазурованный фаянс), терракота и фарфор. Например, Севрская мануфактура выпускала статуэтки ар-деко из бисквита (белого неглазурованного фарфора.
Развитие кабинетной скульптуры ар-деко происходило по двум основным направлениям, которые можно условно обозначить, как «синтетическое» и «натуралистическое». Синтетическое направление оказалось более восприимчивым к влиянию авангарда; его образцам свойственная более лапидарная эстетика.
Применяемый антикварами термин «кракелированная керамика» условен, поскольку исходная модель могла существовать и в фаянсе, и в известняке - естественного цвета или раскрашенном, с кракелюром на глазури или без. Если для модерна были характерны растительные мотивы, то стиль ар-деко больше любил животных - медведей, тигров, пантер, голубей и пр. Чаще других использовались поливные глазури белых оттенков, но также применялись однотонные глазури и насыщенных цветов - тёмно-зелёного, синего, красного, на гладкой поверхности на которых играл свет. Цвет не передавал природную окраску животных, а был рассчитан на подчёркнуто декоративный эффект. Удаляясь от реализма, скульпторы-анималисты 20-х годов передавали позы животных обобщенно, в кубистических формах. При минимуме частных подробностей облик животных оставался узнаваемым.
Шарль Лемансо. Белый медведь. Фаянс, глазурь, кракелирование, 1930-е.
В технике кракелированной керамики работали Франсуа Помпон, Жан и Жоэль Мартель (1896-1966), Жан и Жак Адне, Эдуард-Марсель Сандоз, Шарль Лемансо, Жео Конде, Жорж Шеволье, Шарль Катто, Луи Фонтенель, Ле Жан, Шарль Вирион и многие другие скульпторы.
Жан и Жак Адне. Голубь. Фаянс, глазурь, кракелирование. 1925.
Ле Жан. Девушка с собаками. Фаянс, глазурь, кракелирование.
В этой композиции автор обратился к мотиву борзых собак, их стремительного бега, модному в искусстве ар-деко. По выражению одного из основоположников стиля ар-деко в скульптуре, Франсуа Помпона, в скульптуре не должно быть «дыр». В обобщённом силуэте работы Ле Жана соединились сильные животные и человек, гибкие линии тренированного тела и стилизованные, напоминающие зубчатый вал, мощные дуги стеблей. Одним из ключевых признаков формотворчества 1920-х годов стало особое понимание лапидарной формы, извлеченное из уроков авангарда. Обтекаемый силуэт и графическое прочтение фигуры обнаружили родство произведений архаической пластики и эстетики современного техницизма.
Внимание к технике исполнения, активное внедрение новых материалов, применение цвета в скульптуре и освоение новых средств выразительности объединяет с другими мастерами 1920-х гг. и скульптора русского происхождения, Георгия Лаврова.
Шарль Лемансо. Борзая в прыжке. Фаянс, глазурь.
Скульптор переосмысливает анатомию борзой с целью подчеркнуть её свободную экспрессию, запечатлеть движение в инертной материи.
Фонтенель. Умывающиеся пантеры. Фаянс, глазурь, кракелирование.
Сен - Клеман. Пантера. Фаянс, глазурь, кракелирование.
В изображении диких экзотических животных – пантер, львов, леопардов - нашло выражение увлечение экзотикой, наследием стран Востока и Африки, переживаемое в искусстве и моде того времени.
Жан и Жоэль Мартель. Аккордеонист. Терракота. Около 1930 г.
Несмотря на то, что к жанровой скульптуре малоприменим нефигуративный язык, в гранёных, кристаллических формах «Аккордеониста» братьев Жана и Жоэля Мартелей ощутимо влияние кубизма и футуризма, в значительной мере повлиявших на стиль ар-деко. Первым, кто приблизился к абстрактной скульптуре, был Константин Бранкузи: «Бранкузи уже в произведениях конца 1900-х годов сформировал лаконичную форму, сведенную к основному объему» .
На выразительные средства, стилистические черты скульптуры ар-деко значительное воздействие оказало также открытие памятников архаического искусства Востока и Африки. Раскопки извлекали на свет произведения древней скульптуры, изумлявшие современников сдержанностью и выразительностью пластического языка. Под влиянием древневосточных зиккуратов возникла любовь ар-деко к многогранникам, ступенчатым завершениям, часто определявшая форму скульптурных постаментов. Геометризм постаментов контрастировал с фигуративностью статуэтки.
Георгий Лавров. Тигр вышел из джунглей. Бронза, серебряная патина, постамент из мрамора.
Обладая рядом общих черт – высоким вкусом к стилизации и декоративному прочтению формы, интересом к экзотике и архаическим культурам – синтетическое и натуралистическое направления различались степенью претворения натуры и восприятием современных течений. К натуралистическому направлению скульптуры ар-деко можно отнести изделия, выполненные в хрисоэлефантинной технике, которые являются примером большего реализма, чем кракелированная керамика, органично усвоившая язык абстракции.
Хрисоэлефантинная техника предполагала использование в качестве материалов золота, слоновой кости, бронзы, черепахового панциря, лака и серебра. Она не изобретена стилем ар-деко, а почерпнута из наследия классики. Предметы, исполненные в этой технике, демонстрируют роскошь ар-деко.
Скульптурные произведения из бронзы и слоновой кости условно делятся на несколько тематических направлений .
Первое из тематических направлений скульптуры – так называемое «театрализованное». Сюда можно отнести обнажённые фигуры античных богинь, в которых угадываются следы модерна, и фигуры танцовщиц. Представителями этого направления принадлежат Чипарус (1886–1947) и Клер Жанн Робер Колине (1880-1950). Дмитрий Чипарус, скульптор румынского происхождения, уделял особенное внимание костюму. Своих танцовщиц он изображал с головы до пят одетыми в экзотические наряды, демонстрирующие влияние дягилевских Сезонов, словно застывшими в балетных позах, зачастую на пуантах.
Чипарус Дмитрий. Русский балет. Патинированная бронза, золочение, слоновая кость, постамент из мрамора и оникса. Высота: 61 см.
Клер Жанн Робер Колине. Индийская танцовщица. Патинированная бронза. Около 1925 г.
Стоящая на одном мыске, с широко раскинутыми руками, танцовщица Пьера Ле Фагои (1892-1962) держит на плечах стилизованный посох, перевитый лозой. В стиле этой «театрализованной» статуэтки заметно влияние неоклассицизма. Благодаря развороту торса вся фигура кажется преисполненной динамики. Характерной для ар-деко ступенчатый пьедестал из мрамора Порторо.
Пьер Ле Фагои. Бонза, постамент из мрамора Portoro. Около 1930 г.
Среди представителей натуралистического направления особой конкретностью и правдоподобием в изображении персонажей отличался Фердинанд Прайсс (Preiss F.) Прайсс обращался к теме современного танца и спорта, запечатлевая своих горделивого вида героинь в новых для скульптуры позах. Одетые по моде 20-х гг., они обладают грацией античных нимф.
Прайсс Фердинанд (1882–1943). Фигуристка. Бронза, холодное окрашивание, слоновая кость, постамент из мрамора и оникса. Высота: 33,5 см.
Популярны были изображения звезд спорта, театра и кино, исторических и литературных персонажей, изображения детей, дам в сопровождении борзых собак, в гамаке или с теннисными ракетками, и прочие повседневные и спортивные сцены. Порой скульптурные образы поражали своей конкретностью.
Прайсс Фердинанд (1882–1943). Сынок. Бронза, холодное окрашивание, слоновая кость, постамент из оникса Высота: 21,3 см.
Творчество Бруно Зака (Zach B.) и Доротеи Шарол (1889-1963) относят к разряду эротической скульптуры. Эти художники воплощали образ эмансипированной женщины своей эпохи, завоевавшей право на свободное и даже вульгарное поведение.
Зак Бруно (1891–1945). Девушка с хлыстом Бронза, патинирование, постамент из мрамора. Высота: 82 см.
Доротея Шарол. Танцовщица в зелёном. Бронза, холодное окрашивание, слоновая кость, постамент из мрамора и оникс
Пьер Ле Фагои (Le Faguays), испанец по происхождению, выполнял кабинетные статуэтки на исторические темы, а Александр Келети (1874-1940) весьма натуралистично изображал персонажей комедии дель-арте. Однако, в дальнейшем эти скульпторы, как и Поль Филипп (Philippe P.), испытали влияние кубизма.
Александр Келети. Пьеро и Пьеретта. Бронза, патина, слоновая кость, холодное окрашивание, постамент из мрамора.
Пьер Ле Фагои. Лучник. Бронза с коричневой и серебряной патиной, слоновая кость, постамент из серого мрамора.
В 20-е —30-е гг. ХХ в. скульптуры, исполненные в хрисоэлефантинной технике, стали символом стиля ар-деко и завоевали в европейских странах широкую популярность.
Существовало также массовое производство функциональных вещей для интерьера: настольных ламп (масляных или электрических), держателей для книг (букендов), также являвших собой более или менее ценные образцы кабинетной скульптуры ар-деко.
Энрике Молен-Балест родился в Барселоне, но работал, преимущественно, во Франции. Он подписывал свои произведения «H. Molins».
Энрике Молен-Балест. Красавица. Лампа. Бронза, холодное окрашивание, постамент из мрамора.
Макс Ле Верье (1891 – 1973) – одна из выдающихся фигур стиля ар-деко. Особое внимание Ле Верье уделял форме своих работ: его скульптура отличается ясностью силуэта и лаконичностью композиции. Всю работу по созданию произведений мастер выполнял сам. Его мастерская специализировалось на кабинетной скульптуре, осветительных приборах и на производстве держателей для книг. Ряд произведений Ле Верье как бронзовщик выпустил в сотрудничестве со скульптором Пьером Ле Фагои, работавшим под псевдонимом Fayral и Guerbe.
Макс Ле Верье. Загадка. Лампа. Бронза с зеленой патиной, постамент из мрамора Portoro. Высота 44 см.
Макс Ле Верье. Держатели для книг. Бронза с зелёной патиной, постамент из камня.
Вот пример сотрудничества Ле Фагои (под псевдонимом Guerbe) и Ле Верье, причём первый здесь выступал в качестве автора, а второй – в качестве бронзолитейщика, о чём свидетельствует клеймо Ле Верье на бронзовом поземе поверх ступенчатого мраморного пьедестала. Модель, известная по многим отливкам и названная «Испанка» , изображает полуобнажённую молодую женщину в набедренной повязке, украшенной кубистическими мотивами, которая шагает, неся над собой абажур в виде веера из оранжево-красного агатового (мраморного) стекла с узором из стилизованных цветов и геометрических форм. Следует отметить, что для своих осветительных приборов Дом Ле Верье заказывал художественное стекло в мастерских братьев Доум из Нанси.
Пьер Ле Фагои, Макс Ле Верье. Испанка. Лапма. Бронза с зелёной античной патиной, стекло, постамент из мрамора. Около 1925. Высота 52 см.
Порой стеклянный абажур, имевший скульптурную форму, становился самостоятельным декоративным предметом, который вполне можно отнести к кабинетной скульптуре ар-деко. В таких осветительных приборах стекло доминировало.
Этлинг. Ночник. Опаловое стекло. 1930.
Мануфактура Эдмонда Этлинга (Etling) —один из ведущих парижских производителей предметов ар-деко 1920–1930-х гг. в Париже. Особое место на предприятии отводилось производству дизайнерских предметов из опалесцирующего стекла. Мануфактура сотрудничала с ведущими художниками. Все произведения Etling были созданы в период 1920-х гг - 1940-х гг., когда стиль ар-деко был на вершине популярности.
Помимо стеклянных элементов, входивших в состав осветительных приборов ар-деко, существовала собственно кабинетная скульптура из художественного стекла, не имевшая функционального назначения. В числе мастеров стеклянной скульптуры ар-деко – имя Рене Лалика, ранее прославившегося своими работами в стиле модерн. Благодаря его творчеству на рубеже XIX–XX вв. получила распространение техника матового стекла, набравшая чрезвычайную популярность в декоративном искусстве 1920-х гг.
Рене Лалик. Времена года: лето. Стекло. 1939.
Антикварный интерес к предметам ар-деко возрос в 70-е гг., а начиная с 1990-х гг. эти уникальные изделия стали хитами продаж ведущих аукционных домов.