КАТАЛОГ


Ксилография:

особенности техники и история

Ксилография (выпуклая гравюра на дереве) – один из самых древних видов печатной графики. Создание подобного произведения искусства требует от мастера большой внимательности, поскольку дерево – сложный и требовательный материал, с трудом поддающийся необходимой механической обработке.

Перейти в каталог гравюр

Описание процесса создания ксилографии

Для доски, с которой будут печатать изображение, используют древесину лиственных деревьев продольного распила (как правило, бука или груши), причем поверхностью должна быть гладкой и тщательно отполированной. Затем на доску карандашом или пером наносится рисунок. Сама технология создания ксилографии требует от него определенного художественного языка, ведь в данном виде печатной графики сложно передать большое количество мелких деталей, поэтому изображение должно быть лаконичным.

Затем специальными инструментами, называемыми штихелями, мастер вырезает рисунок на поверхности доски. Штихель состоит из ручки и тонкого стального стержня с лезвием-наконечником, имеющим разную форму и размер, в зависимости от типа линии, которую необходимо изобразить. Линия – основной способ создания художественного образа в ксилографии. Так, короткие тонкие линии привнесут в композицию больше воздушности и света, а длинные утолщенные – больше динамики и выразительности.

Для выдалбливания больших частей доски мастер также использует долотца. Как мы видим, инструменты ксилографа мало отличаются внешне и по функциям от орудий столяров, также работающих с деревом. Во время вырезывания гравюры резчик держит нож крепко в кулаке почти вертикально по отношению к доске и ведет его на себя. Поскольку на досках продольного сечения волокна идут сверху вниз, доску резать легко, но гораздо сложнее резать в поперечном или диагональном направлениях. Поэтому в ксилографии (во всяком в случае, в работах старых мастеров), больше линий прямых и острых, нежели волнистых и округленных.

Итак, с поверхности доски удаляются все части, которые должны в отпечатке стать белыми (или цвета бумаги), тогда как оставшиеся выпуклые части станут на готовом изображении черными. Мастер всегда должен помнить, что на отпечатке рисунок получается в зеркальном отражении, и учитывать это при создании композиции.

Далее с помощью валика на доску равномерно наносится слой типографской краски, под воздействием пресса на листе бумаги, прикрепленном к доске, остается изображение. Такой способ печатания довольно прост. Также практикуется печать от руки, притирка, когда мастер самостоятельно разглаживает инструментами лист, лежащий на доске с краской, перенося таким образом рисунок.

С одной деревянной доски можно получить несколько тысяч хороших отпечатков, в чем заключается одно из главных преимуществ ксилографии. Но нельзя не вспомнить об основных дефектах гравюры на дереве. Первый, самый очевидный – сложность исправлений в процессе вырезывания рисунка, одна небольшая ошибка резчика способна испортить всю работу. Второй дефект назван исследователями ксилографии дуализмом разделения труда. Вероятно, именно из-за него гравюра на дереве потеряла свою популярность в XVI веке. Дело в том, что над изображением чаще всего работали сразу два мастера – рисовальщик и специалист-резчик, и не всегда последний мог точно передать замысел и стиль первого, как тому того хотелось.

История ксилографии

По заключению исследователей, ксилография раньше всего появилась в Китае еще в первые века нашей эры и использовалась для тиражирования образов буддийских божеств. Одним из старейших изданий, где в качестве иллюстраций использовались гравюры на дереве, считается буддийская культовая книга Сутра, вышедшая в 868 году. Позднее ксилографию в Китае использовали и для украшения исторических сочинений и создания репродукций картин.

Алмазная Сутра, 868 годВ Европу ксилография проникла с Востока сначала в виде техники «набойки» - печатанию узоров на ткани с помощью деревянных шаблонов. Только в конце XIV – начале XV веков ее стали использовать для производства графических отпечатков, что, вероятно, связано с ростом бумажного производства (дорогой пергамент из кожи животных сменила относительно дешевая бумага). Повлияло на популярность ксилографии и развитие книгопечатания, поскольку она была особенно удобна для иллюстрирования книг.

Сначала гравюру на дереве использовали в основном для религиозной пропаганды: в большом количестве печатали лубочные иконы, образы святых. Они были довольно просты – композиция состояла лишь из контурных линий, рисунок раскрашен от руки. Старинные гравюры напоминают цветные витражи в окнах церквей. Но вскоре появляются и печатные игральные карты, а потом и агитационная графика (в период крестьянских бунтов) в виде лубков, сатирических брошюр. Теперь гравюру можно купить на рынке представителю любого сословия.

Настоящий расцвет ксилографии связан с Германией начала XVI века, когда в этой технике работают два выдающихся художника того времени – Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Младший. Дюрер редко резал доску сам, но всегда рисовал на доске предварительный рисунок и следил за работой резчика, пытаясь контролировать процесс, изучая приемы создания ксилографии, чтобы в дальнейшем его художественная концепция была достойно отражена в материале.

В Италии, где, однако, ксилография была не столь развита, как в Германии, особенно выделилась венецианская гравюра на дереве. Она тесно была связана с влиянием Тициана и в особенности с рисунками пером, поэтому для нее свойственен свободный штрих, их имитирующий.

В XVI веке в Европе возникла цветная ксилография, получившая название кьяроскуро, расширившая возможности классической гравюры на дереве. Возможно, она появилась еще в Китае, но по-настоящему расцвела в Италии благодаря своему изобретателю, венецианцу Уго да Карпи, получившему патент на исполнение гравюры «светотенью» (так и переводится с итальянского слово «кьяроскуро»).

В цветной ксилографии важна уже не линия, а пятно, тон, контраст света и тени. Печать ведется не с одной, а нескольких досок, каждая из которых отвечает за определенный тон частей композиции. За каждый этап работы отвечал особый мастер. Новая техника позволяла создавать тонкие переходы одного цвета, показать разнообразные оттенки серого и коричневого. Но если в Европе техника кьяроскуро уже спустя сто лет пришла в упадок, то на Востоке, в Японии, она задержалась надолго.

Японская ксилография тесно связана с каллиграфией, поэтому линия и сочетания разноцветных пятен у мастеров достигали максимальной выразительности и декоративности, тогда как изображение пространства и светотени, в отличие от европейских художников, их не интересовало вовсе. Работы японских ксилографов поражают разнообразием образов, поэтичностью и изысканным колоритом. Особенно прославился Хокусай, создавший целые альбомы гравюр, отражающих своеобразие японских пейзажей в разное время суток и года.

Европейская ксилография же в XVII-XVIII веках была в упадке и уступила место гравюре на металле (офорту), так как офорт более соответствовал потребностям художников того времени - давал возможность фиксировать беглые впечатления, рисовать непосредственно на доске без резчика-ремесленника. Офорт также больше подходил для задач репродукционной графики, особо распространившейся в тот период.

Художники вновь обратили свое внимание на ксилографию лишь в начале XIX века благодаря открытиям английского гравера Томаса Бьюика. Благодаря нововведениям Бьюика ксилография возродилась на новой технической основе, поскольку он начал использовать дерево другого сорта и распила. Во-первых, он заменил мягкое дерево на твердое, которое удобнее резать. Во-вторых, вместо дощечек продольного распила он взял деревянную основу поперечного распила, где волокна идут перпендикулярно к поверхности разреза. Получилась твердая и однородная поверхность, дающая возможность отказаться от традиционного инструмента ксилографии – ножа, в пользу инструментов гравюры по металлу – резцов и штихелей разной формы. Другие инструменты гравирования позволяют проводить любые линии в любых направлениях, что обеспечило технику недоступной ей прежде гибкостью и эластичностью, сделало ее более легкой и более разнообразной. Также Бьюик ввел новую технику резьбы, которая состояла в процарапывании сети линий и точек, остающимися в отпечатке белыми. Эту технику гравер позаимствовал у выемчатой гравюры на металле. Форма в такой технике моделировалась не черными линиями на светлом фоне, а светлыми линиями на темном фоне. Это позволило создавать плавные переходы тонов, света и тени, за что созданная в таком технике гравюра стала называться тоновой.

Итак, в XIX веке, с развитием техники печати, ксилография снова активно используется для создания книжных иллюстраций и репродукций. Интересно, что в пику такого механизированного процесса возрождается станковая гравюра на дереве, а художник впервые в полной мере совмещает роли и рисовальщика, и резчика по дереву. Это движение возрождения ксилографии охватило многие европейские страны, в том числе и Россию. Назовем несколько имен, связанных с ним: Обри Бердслей, Поль Гоген, Феликс Валлотон, Эдвард Мунк, Анна Остроумова-Лебедева, Владимир Фаворский. Некоторые из этих мастеров создавали своими произведения прямо на доске, обходясь без подготовительного рисунка. Работы художников «новой ксилографии» максимально разнообразны по приемам, они активно используют множество сочетаний линий, пятен, контрастов черных и белых частей композиции, порой привлекая для создания художественного эффекта рисунок деревянной поверхности доски. Язык каждого мастера гравюры по дереву индивидуален и каждое его произведение имеет свое характерное звучание.

Современная ксилография поддерживает традиции мастеров XIX- XX веков и одновременно продолжает свое развитие, находя новые сюжеты и приемы изображения.

На нашем сайте Вы можете найти большой выбор антикварных гравюр, в том числе гравюр на дереве, для любителей старинных предметов искусства.

Перейти в каталог гравюр


Свяжитесь с нами