А.Вахрамеева
Русское искусство в екатерининский период наконец выходит за рамки одной портретной формы. В Академии складывается многожанровая живописная система, появляется историческая картина. Одним из ярких представителей первой волны академических студентов был А.П. Лосенко.
Товий и ангел (Между 1753 – 1758 гг.)
А.П. Лосенко называют основоположником исторической живописи. Русская историческая живопись не достигла таких высот, как искусство портрета. Это полотно относится к раннему периоду творчества художника, но определенный уровень подготовки у него уже был (до поступления в Академию И.П.Лосенко был учеником И.П. Аргунова). Исторический жанр, прежде всего, служил отличным опытом для построения композиции, рисунка и совершенствования техники масляной живописи. Историческая живопись очень хорошо воплощала в себе принципы классицизма.
На этой картине изображен библейский сюжет. Полотно имеет горизонтальный формат. При построении сцены художник делает акцент не на переживании героев, его больше занимает само повествование и проповедь библейского сюжета, что диктуется запросами эпохи классицизма.
Колорит полотна довольно сдержан. Произведение выполнено на сочетании коричневых и зеленоватых тонов, контрастных охристых, золотисто-желтых и серовато-голубоватых красок.
Фигуры персонажей – Товий и ангел – по моделировке и стилистике напоминают античные статуи. Это связано с тем, что художники на начальном этапе работы Академии еще не отрабатывали сцены на натурных постановках, необходимых для грамотного построения и лучшего понимания человеческого тела, проработке изменений ракурсов и мускулатуры. Товий и ангел одеты как странники, их сопровождает собака. Рыба в руках Товия по виду напоминает форель. Изображение рыбы выполнено на высоком уровне, соблюдены основные с законы построения. Нельзя обвинить художника в незнании анатомии, характере размещения фигур в пространстве.
Юный живописец (1765-1768 гг.)
Эту картину можно считать первым жанровым произведением в русской живописи. Картина была написана Иваном Ивановичем Фирсовым в годы его пребывания в Париже, и больше тяготеет к французской художественной школе, чем к русской. Композиция позволяет проводить аналогии с творчеством Жана Батиста Шардена. Сходство этой картины с работами французского живописца («Прачка», «Художник») очевидна. Вероятно, Фирсов был знаком с творчеством Шардена, но не следует искать в его работе прямое подражание.
Жан Батист Шарден, «Художник»
Жанровая сценка уникальна для своего времени, она будто выхвачена из жизни: юный живописец расположился за мольбертом, ему позирует очаровательная девочка в розовом платье. Юная модель стесняется, старшая сестра мягко угрожает ей пальчиком и ласково треплет ей шею. Художник выхватывает лишь миг из длительного процесса, когда реальность претворяется в изображение на холсте, и перед зрителем появляется живописное полотно. В интерьере мастерской, где происходит действие, мы находим много атрибутов, необходимых художнику в его ежедневных трудах: коробка, полная красок, манекен, гипсовая скульптура, ветошь, чтобы смывать краски. На заднем плане мы видим темную драпировку занавески, закрывающей вход в соседние компартименты и две картины на стене – овального формата портрет и прямоугольного - пейзаж. Однако композиция не перегружена декорациями и очень органична. Источник света на картине расположен за спиной живописца и направлен на мольберт и модель. Картина отличается изысканной цветовой гаммой, на полотне преобладают коричневато-охристые оттенки и нежные, мягкие, розовато-персиковые тона.
Портрет неизвестной в розовом платье (1770-ые гг.)
Основной вклад Рокотова Ф.С. в развитие русского искусства в том, что он стал основоположником жанра камерного женского лирического портрета. Художник учился у Антропова и Ротари, копировал полотна Л. Токке. Рокотову было дозволено писать с натуры портрет Екатерины II. По мнению И. Грабаря, «Рокотов живописец томный, пряный и всегда изящный, более даровитый и умелый нежели Антропов, но зато менее его проникновенный».[3]
Портрет относится к серии московских портретов. Полотно небольшого формата, трехчетвертной разворот модели, погрудный обрез. Композиция несложная. Абсолютная непроработанность фона не означает, что отсутствует пространство. Подобный портрет не был бы востребован в Петербурге, где требовалась официальность. В Москве легче дышалось, не было жестких придворных требований, была обстановка свободы. Это портрет кулуарный, минимизирующий социальные характеристики.
В колористике «Портрета неизвестной в розовом платье» заметно влияние западноевропейского стиля рококо. Сходство этого портрета с работами английского живописца Томаса Гейнсборо очевидно. Для сравнения возьмем «Портрет дамы в голубом» («Портрет герцогини де Бофор»), говорить о прямых заимствованиях Рокотова у Гейнсборо не приходится, но заметны некоторые общие черты.
Палитра очень мягкая. Мы видим очень жидкие краски, прозрачные слои, отсутствие четких контуров. Как будто потоки воздуха, вибрирующая атмосфера и настроение. Героиня пребывает в состоянии меланхолической задумчивости: нет ни игры, ни действий, ни атрибутов. Новая черта, появившаяся в этой серии портретов, - попытка художником передать новый характер настроения. Появляется некое новое ощущение - не состояние самой модели, а ощущение модели художником.
Портрет великого князя Александра Павловича в детстве (1787 гг.)
Учителями Д.Г.Левицкого в Академии художеств были Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Джузеппе Валериани и А.П.Антропов. В работах художника также ощутимо влияние И.Б.Лампи Старшего. Индивидуальная манера Левицкого в парадном портрете совместила в себе черты западноевропейского искусства классицизма с русской традицией лирического портрета, нашедшее свое воплощение еще у Рокотова. «Левицкий наследует привязанность к чувственно-осязаемой предметности в живописном воспроизведении человеческого облика».[5] К детскому портрету Левицкий обратился в поздний период своего творчества. Портрет императора Александра I в десятилетнем возрасте, наряду с портретами сестер Воронцовых и великих княжон вошел в галерею портретов Левицкого, где художник изображает детей.
Портрет вписан в овальный формат, помещен в прямоугольную раму. Изображенный мальчик стоит в трехчетвертном развороте. Перед нами поясной полупарадный портрет, в представлении ребенка отсутствует официальность, несмотря на наличие ордена Святого Александра Невского и ленты ордена Андрея Первозванного. Камерность формата создается за счет невероятной выразительности взгляда портретируемого. Красивые глаза, слегка приподнятые брови, нежный розовато-фарфоровый румянец щек, тонкое лицо, светло-русые, аккуратно причесанные волосы создают образ благовоспитанного венценосного наследника престола. Гладкость кожи и свежесть лица портретируемого достигается с помощью тончайшей лессировки. Во взгляде ребенка, несмотря на возраст, мы видим образованность, мудрость и вдумчивость, казалось бы еще не свойственную его юным годам. Художнику хорошо удалось передать аристократический лоск и светскую сдержанность своей модели. Зритель может любоваться переливами атласного бруснично-коричневого цвета камзола с серебряными пуговицами, аккуратно отлаженными воланами кружевного серовато-лилового воротника нижней рубашки мальчика. Фигура Александра представлена на темном фоне, и создается впечатление, что модель подсвечена изнутри. Живой ум в глазах, переливы атласных складок рукава камзола, легкое напряжение в складках сомкнутых губ, не перешедших в улыбку, утомленного необходимостью позировать перед художником ребенка не позволяют сравнивать портрет с изображениями фарфоровых марионеток на полотнах подобного формата середины XVIII века.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ ОБ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ И РУССКОГО ПОРТРЕТА 18 века
АННЕНСКИЙ-ЕЛИЗАВЕТИНСКИЙ ПЕРИОД >>>>
ЛИТЕРАТУРА
[1] История русского и советского искусства / М. М. Алленов, О. С. Евангулова, В. А. Плугин. М., 1989. С.159
[2] Грабарь И.Э. Академизм в эпоху барокко. Введение в «Историю русского искусства»// Игорь Грабарь о русской архитектуре: Исследования. Охрана памятников М., 1969. С. 65
[3] Грабарь И.Э. Восемнадцатый век и расцвет портретного искусства. Введение в «Историю русского искусства»// Игорь Грабарь о русской архитектуре: Исследования. Охрана памятников М., 1969. С. 63
[4] М.М. Алленов, О.С, Евангулова, В.А,Плугин, под ред. Сарабьянова. История русского советского искусства, М., 1989. С. 152-153.
[5] М.Алленов. Русское искусство XVIII-начала XX века, М., 2000. С. 102