КАТАЛОГ


Фонды инвестирования в произведения искусства

Искусство – это не быстрая инвестиция, особенно, если речь идет о работах не очень широко известного художника или, тем более, молодого мастера. Зато рынок искусства не зависит от рынка финансового, что обеспечивает ему постоянство.

Фонд инвестиций в искусство – инвестиционный фонд, нацеленный на получение прибыли путем приобретения и продажи произведений искусства. Основная задача фонда состоит в возможности убедить вкладчика в отлаженности своей работы и возможности получать действительную прибыль с произведений искусства, являющихся надежным вложением.

В команду таких фондов обычно входит консультационная группа, помогающая разобраться в вопросах искусства, получающая часть прибыли, приносящейся фондом. Большинство фондов управляется целой командой менеджеров, делящейся на специалистов в области арт-рынка и советников в более широкой области инвестиций и финансовых стратегий. Подобный баланс помогает грамотно выстроить работу фонда, учитывая специфику материала работы и общие законы экономического развития. Как правило, большинство арт-менеджеров сами вкладывают значительную часть капитала в тот фонд, где они работают, дабы уравнить свои возможности с возможностями вкладчиков и доказать работоспособность предприятия. Также обеспечить тесную связь между интересами вкладчиков и интересами арт-менеджеров позволяют гонорары последних, основывающихся на годовых доходах от арт-портфолио фонда.

Менеджеры фонда отвечают за несколько областей: они определяют круг потенциальных приобретений, увеличивают капитал фонда, регулируют отношения с вкладчиками, регулируют работу фонда с административной точки зрения, демонстрируют инвестиционные возможности фонда благодаря проведению выставок и ссужения сумм музеям, хранят и следят за сохранностью произведений искусства, следят за общим состоянием арт-рынка и ценами на произведения художников, непосредственно представленных фондом.

В отличие от многих фондов, фонды инвестирования в искусства не ограничены в выборе инвестиционной стратегии, что, однако, связанно с рискованностью процесса. Распространена стратегия «купи и держи», выстраивание ценовой политики на одного и того же художника в зависимости от географического региона (например, пейзажи Левитана будут лучше продаваться в России, нежели за рубежом), выстраивание ценовой политики, основанной на специфичности конкретной работы (ее состояние, провенанс, название и т.д.), стратегия регионализма, позволяющая специализироваться на памятниках искусства определенного региона. Также работает стратегия стилевая или периодическая, когда фонд специализируется только на искусстве, например, постимпрессионизма; инвестиции в произведения еще не известных, но имеющих потенциал художников, инвестирование в работы художников, которые продаются с большими скидками (по мнению менеджера) по сравнению с их реальной стоимостью. Имеются стратегии «проблемного искусства», которые сосредоточены на приобретении произведений искусства с большими скидками у коллекционеров, столкнувшихся с банкротством или неплатежеспособностью; стратегии «совместного владения», которые предполагают приобретение работ арт-фондом совместно с другими сторонними инвесторами, чтобы разделить риск конкретной инвестиции и обеспечить дальнейшую диверсификацию инвестиционного портфеля арт-фонда; «демонстрация» стратегий, которые стремятся увеличить стоимость художественного портфеля фонда за счет размещения таких работ на важных музейных выставках; стратегии «оптовых закупок», которые включают закупку больших партий произведений искусства с целью получения более выгодных цен и снижения транзакционных издержек; и «средние» стратегии, которые сосредотачиваются на инвестициях в единственную форму искусства (например, фотографию), в которой менеджер арт-фонда имеет особый опыт и поток сделок.

Естественно, арт-менеджеры выбирают не одну стратегию, а стараются комбинировать их в зависимости от условий арт-рынка. В основном, большинство представленных стратегий связано с работами, доступными для покупки, которые найдут спрос у вкладчиков, и с капиталом фонда, который последний готов потратить до возврата прибыли.

Большинство арт-фондов имеют заранее оговоренный инвестиционный срок и конечную дату, к которой инвестиции фонда должны быть проданы. Арт-фонды в среднем владеют искусством от пяти до семи лет, все произведения искусства должны быть проданы, когда фонд прекращает свое существование. Это обусловлено тем, чтобы вернуть инвесторам вклады за как можно более короткий период времени, поэтому арт-фонды стремятся собрать определенное количество договоров, позволяющих фонду запуститься, за довольно короткий промежуток времени, нацеленный на привлечение капитала.

Некоторые фонды основаны на частных коллекциях, некоторые формируются с нуля. Покупка работ происходит традиционным путем – через аукционы и галереи. Дальнейшее сотрудничество фондов с галереями, музеями, кураторами и директорами аукционных домов позволяет выставлять произведения фондов на выставках, биеннале и специальных показах, вообще, любых платформах, связанных с музейно-выставочной деятельностью. Участие работ в выставках, повышение их «медийности» и добавление новых строчек к провенансу является основным средством повышения стоимости работы, кроме времени, играющего на руку старому искусству.

Объединяющим фактором всех инструментов инвестирования в искусство является их ориентация на рынок искусства, который характеризуется отсутствием регулирующих органов, несовершенными механизмами определения цен, непрозрачностью рынка, а также субъективной ценностью и неликвидностью изобразительного искусства. Данные характеристики расцениваются многими, как сугубо положительные качества, однако, с другой стороны, необходимо помнить о том, что инвестиции в искусство являются одними из самых непредсказуемых и рискованных, что подвергает опасности вкладчиков фонда.

Художественные фонды предоставляют ряд преимуществ как рынку искусства, так и инвесторам. Привлекая деньги от инвесторов, которые в настоящее время не являются коллекционерами произведений искусства, художественные фонды приносят новые деньги на рынок искусства, что обеспечивает ему дополнительную ликвидность, помогает как стимулировать постоянное повышение цен на рынке, так и стабилизировать рынок в периоды серьезных экономических спадов. Для индивидуальных инвесторов, стремящихся добавить искусство в свой инвестиционный портфель, арт-фонды предоставляют таким инвесторам возможность объединять свои средства с другими инвесторами, тем самым диверсифицируя свои арт-холдинги и извлекая выгоду из опыта менеджеров арт-фондов, которые понимают, как работать в такой непрозрачной, неликвидной и нерегулируемой отрасли.

Однако, как класс активов, арт-фонды молоды. Они начали появляться незадолго до мирового финансового кризиса 2008 года. Менеджеры все еще не могут решить, как их структурировать, чтобы помочь инвесторам преодолеть серьезные опасения. Отсутствие регулирования, ограниченная прозрачность деятельности существующих фондов и неспособность отслеживать эффективность базовых активов являются одними из основных причин, по которым инвесторы не решаются использовать художественные фонды более широко. Одни стремились привлечь большую базу инвесторов, раскрывая общие стратегии - например, какой жанр искусства будет в портфолио, - одни избегали определения конкретных инвестиционных перспектив. Кроме того, вместо попыток привлечения первоначального капитала для будущих покупок произведений искусства, некоторые из фондов теперь вызывают у инвесторов интерес к покупке конкретных произведений искусства.

Подобные фонды привлекают вкладчиков возможностью разделить владение над произведением искусства, приобрести которое в одиночку иногда бывает чрезвычайно сложно. Вкладчики обращают внимание на портфолио арт фонда, которое говорит о его успешности.

Самый первый фонд, основывающий свой капитал на инвестициях в искусство – это английский BritishRailpensionfund, в 1974 году потративший 3% своего капитала на закупку произведений искусства. Популярность фонду обеспечивало его сотрудничество с Sothebys, которое гарантировало вкладчикам подлинность произведений. В конце 80х фонд начал продавать свою коллекцию импрессионистов и постимпрессионистов, так как условия рынка в тот момент были наиболее благоприятны.

После появления BritishRailpensionfundна рынке возникло около 50 подобных компаний, многие из которых были тесно связаны с очень значимыми финансовыми институциями WallStreet. Однако большинство из них так и не смогли «подняться», так как они переплачивали за приобретенные произведения искусства и не могли урегулировать свои расходы.

Инкубационный арт-фонд – средство инвестирования в искусство, получающее прибыль благодаря простой покупке и продаже произведений искусства. От традиционного арт-фонда его отличает то, что он не заимствует средства у сторонних инвесторов. Скорее всего, в течение начального периода времени инкубационный арт-фонд будет использовать средства своих менеджеров. Затем, после определенного периода времени руководства фондом подобным образом, за которое менеджер успевает развить свой фонд и повысить доверие к нему, инкубационный арт-фонд может переходить на рынок и привлекать потенциальных инвесторов.

В России фондов инвестирования в произведения искусства пока не существует – рублика еще не готова поверить в возможность искусства (особенно современного) быть надежным инвестиционным вложением. Однако все возрастающий интерес к выставкам, аукционам, ярмаркам свидетельствует о возможной скорой готовности российской публики предлагать инвестиции этой сфере жизни общества.


Свяжитесь с нами